Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 27.05.2002 г. N 159 "О Стратегии перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002-2010 годы (утратило силу с 19 мая 2007 года)

4.1.9. Развитие малого предпринимательства

В системе мер по обеспечению перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию приоритетной задачей выступает формирование динамичной и эффективной сферы малого предпринимательства.

Исходя из мировых критериев, достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства в республике, равно как и в России в целом, является далеко недостаточным.

Наметившаяся с середины 90-х гг. пауза в росте этого нового для страны хозяйственного уклада сдерживает процесс формирования рыночной экономики. Его нынешняя динамика не обеспечивает условия для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса - предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.

Остается неудовлетворительной отраслевая структура малого предпринимательства. По-прежнему непроизводственная сфера деятельности (торговля, общественное питание) более привлекательна, нежели производственная. Сложившаяся налоговая система стимулирует более интенсивное создание индивидуальных предпринимателей как физических лиц и довольно активную в последние годы приостановку деятельности предприятий - юридических лиц с нулевым балансом или их ликвидацию.

Развитие малого предпринимательства в республике сдерживается множеством различных факторов, совокупность которых формирует ту хозяйственную среду, которая в настоящее время является неблагоприятной для частнопредпринимательской деятельности. В числе этих факторов следует выделить, в первую очередь, те из них, которые связаны с недостатками в области государственной поддержки этой сферы.

Это, во-первых, отсутствие синхронности действий и разобщенность различных ведомств в реализации Программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства Республики Бурятия.

Во-вторых, в бюджете республики отсутствует постоянная строка расхода на ежегодное финансовое обеспечение Программы государственной поддержки малого предпринимательства, предусмотренной республиканским законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Бурятия".

Не развиты прогрессивные финансовые технологии государственной поддержки предпринимательства и инструменты финансирования приоритетных направлений экономического развития. В-третьих, органы местного самоуправления не включают в планы социально - экономического развития своей территории мероприятия по развитию малого предпринимательства.

Одним из важнейших следствий недостатков организации государственной поддержки малого предпринимательства в республике является фрагментарность сложившейся в регионе инфраструктуры для малого предпринимательства, отсутствие в ней или слабое развитие ряда ее основных звеньев, лишающее ее свойств системности.

Для превращения малого предпринимательства в один из основных укладов экономики Бурятии потребуется достаточно длительное время.

Ускорению этого процесса будет способствовать решение следующих задач: создание условий для максимальной легализации деятельности субъектов малого предпринимательства, предотвращение их ухода в "теневую" экономику путем совершенствования налоговой системы и устранения административных барьеров; стимулирование предпринимательства в инновационной деятельности; совершенствование информационного, образовательного, консультативного, правового обеспечения развития предпринимательства; внедрение новых кредитно - инвестиционных механизмов финансирования предпринимательства, основанных на оптимальном сочетании средств государственной поддержки с собственными накоплениями предпринимателей при реализации ими инвестиционных проектов; укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.

В ближайшее время первостепенное внимание будет уделено устранению административных барьеров, представляющих собой действия органов исполнительной власти по контролю и надзору за деятельностью субъектов предпринимательства, противоречащих действующему законодательству.

Представляется также чрезвычайно важным обеспечить формирование в республике специализированной системы кредитования малого предпринимательства, отсутствие которой резко ограничивает возможности предпринимателей начинать собственное дело, привлекать дополнительные ресурсы для расширения своего бизнеса и упрочения позиций на рынке. Через эту систему целесообразно осуществлять распределение всех бюджетных средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства.

Необходимо также создать условия для активного подключения предпринимателей Бурятии к программам финансирования российского малого бизнеса, осуществляемым различными зарубежными финансовыми организациями.

Предстоит усилить правовое обеспечение развития малого предпринимательства путем формирования пакета соответствующих нормативных правовых актов преимущественно прямого действия.

Учитывая отраслевую специфику малого предпринимательства, предстоит разработать специальные программы развития малого предпринимательства в сферах промышленности, агропромышленного комплекса, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, туризма. Первостепенное внимание будет уделено развитию малого инновационного предпринимательства, в частности, на основе создания таких элементов инфраструктуры его поддержки, как бизнес - центры, бизнес - инкубаторы, инновационно-технологические центры, технопарки.

Непременным условием ускорения развития малого предпринимательства является существенное увеличение масштабов его финансовой поддержки за счет средств бюджетов республики. Важными элементами поддержки малого предпринимательства станут государственный заказ и меры по развитию в республике финансового лизинга.

Малое предпринимательство внесет существенный вклад в повышение финансовой самообеспеченности республики в результате увеличения экономического потенциала республики; совершенствования структуры производства и повышения его эффективности; расширения занятости и ликвидации безработицы, особенно в сельской местности, роста доходов населения, расширения налоговой базы.