Основными показателями, характеризующими культуру торговли являются:
- расширение видов и объемов дополнительных услуг в предприятиях торговли и общественного питания;
- упорядочение торгового обслуживания в местах массового отдыха населения;
- профессионализм и этика обслуживающего персонала;
- внедрение новых технологий и производств с учетом видов обслуживания;
- оформление предприятий торговли и общественного питания с учетом современных требований.
Культура торгового обслуживания - это совокупность характеристик и условий процесса торгового обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала.
Услуги торговли и общественного питания должны отвечать следующим требованиям:
- социальное назначение;
- функциональная пригодность;
- эргономика;
- эстетика;
- технологичность;
- безопасность;
- охрана окружающей среды.
Требования социального назначения предусматривают:
- обеспеченность населения услугами данного вида;
- соответствие уровня качества услуг розничной цене;
- социальную адресность услуг, т.е. соответствие услуг требованиям различных групп потребителей, в т.ч. инвалидов.
Функциональная пригодность услуг торговли и общественного питания предусматривает:
- точность и своевременность оказания услуг, характеризующиеся соблюдением установленного режима работы предприятия, точность срока выполнения услуг;
- наличие товаров надлежащего качества;
- наличие товаров установленного для данного типа предприятия ассортимента;
- обеспечение условий для компетентного выбора потребителем товаров и услуг;
- наличие необходимой и достоверной информации об услугах и товарах, о правилах продажи товаров и правах покупателей;
- соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентность и умение общаться с покупателями.
Требования эргономики предусматривают:
- комфортность и удобство покупателей при оказании услуг, включая удобное размещение товаров в торговом зале, входов, выходов, секций, оборудования, мебели и прочее;