Научное обеспечение развития потребительского рынка в республике сдерживается рядом проблем. Во-первых, это сокращение бюджетных ассигнований на научные исследования. Во-вторых, имеют место внутренние проблемы научных учреждений: отсутствие устоявшихся кооперированных связей в самой научной среде (между академической и вузовской наукой), слабая связь науки с практикой. Несмотря на это, осуществление комплекса научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ должно стать основным в реализации Концепции развития торговли и общественного питания республики.
Концепция предусматривает следующие мероприятия по формированию научно - технического и образовательного потенциала в сфере торгового обслуживания и общественного питания:
1. Определение основных направлений научных исследований и разработок, имеющих для потребительского рынка республики прикладной характер.
Примерный перечень научных исследований:
- организация мониторинга потребительского рынка и сферы услуг. Разработка прогнозов развития товарных рынков республики;
- исследование проблем производственно - экономических отношений предприятий торговли с поставщиками товаров и услуг. Разработка элементов логистических систем предприятий торговли и общественного питания;
- разработка методических материалов, облегчающих взаимодействие субъектов товарного рынка с органами исполнительной власти и между собой;
- разработка экономических моделей и механизмов создания конкурентоспособных и финансово устойчивых предприятий на потребительском рынке республики;
- разработка модели оптового продовольственного рынка;
- разработка системы показателей и индикаторов функционирования товарных рынков и субъектов хозяйствования;
- разработка механизма деятельности контрактных систем по обеспечению государственных нужд (госзаказ);
- методика проведения непрерывного государственного аудита финансово - хозяйственной деятельности предприятий и организаций торговли и общественного питания;
- исследование влияния различных факторов на структуру издержек обращения на товарных рынках республики;
- организация на предприятиях торговли автоматизированных рабочих мест, подключенных к сети Интернет;
- формирование и поддержка базы данных "Предложение. Спрос. Цены. Потребительские свойства. Технологии" по рынкам Республики Бурятия, Российской Федерации, СНГ, стран дальнего зарубежья.
2. Осуществление финансирования выбранных научных проектов на конкурсной основе.
Финансирование научных проектов может осуществляться как за счет средств республиканского бюджета, так и за счет субъектов хозяйствования потребительского рынка (отдельных организаций или группы организаций на ассоциативных или кооперативных началах).
3. Налаживание прямых связей между предприятиями потребительского рынка, высшими учебными заведениями и научными центрами с целью определения точек взаимного интереса и соответствующего увеличения количества внедренных научных работ.
4. Разработка комплексной программы подготовки и переподготовки кадров для предприятий потребительского рынка и сферы услуг.
Концепция кадрового обеспечения потребительского рынка предполагает систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по следующим направлениям:
- кадры отраслевых органов исполнительной власти (эффективность государственного регулирования потребительского рынка республики зависит, в первую очередь, от профессиональных навыков государственных и муниципальных служащих);
- управленческие кадры предприятий и организаций различных форм собственности, функционирующих на потребительском рынке республики (улучшение профессиональной подготовки руководителей и специалистов коммерческих организаций является одним из условий обеспечения социально - экономической стабильности и развития отрасли);
- кадры массовых профессий (наличие профессиональных знаний у работников, непосредственно занятых обслуживанием в сфере торговли и общественного питания, обеспечит высокое качество услуг, предоставляемых потребителям).
В Концепции экономического роста Республики Бурятия на 2001 - 2002 годы Правительство Республики Бурятия определило управление кадровым потенциалом как стратегическое направление в своей деятельности. В этой связи целесообразно создание специализированного учебно - методического центра (УМЦ) по формированию кадровой политики в сфере потребительского рынка. Деятельность УМЦ предполагает выполнение следующих функций:
- разработка комплексной программы кадрового обеспечения предприятий и организаций потребительского рынка;
- определение профессионально - квалификационных требований к основным функционально - должностным категориям работников и разработка на их основе тарифно - квалификационных справочников должностей и профессий в отраслях торговли и общественного питания;
- организация при центре модульных курсов различной продолжительности для разных категорий работников по актуальным проблемам с привлечением на контрактной основе ведущих специалистов соответствующих областей;
- подготовка типовых инструктивно - методических материалов для организаций и предприятий потребительского рынка;