Действующий

О концепции развития торговли и общественного питания Республики Бурятия на 2002 - 2010 годы

III. Принципы и содержание государственного регулирования торговли


В ходе формирования экономики проделана немалая работа по созданию механизма рыночного взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней и субъектов торговой деятельности. Вместе с тем, участие органов государственного управления в регулировании процессов на потребительском рынке в настоящее время необоснованно сужено. В свою очередь данное обстоятельство негативно отражается на функционировании рынка.

Концепция исходит из того, что в условиях свободной экономики вмешательство государства в развитие экономических процессов на потребительском рынке допустимо лишь для устранения возникающих отрицательных последствий вследствие нежелательного смещения направлений его развития.

Основными задачами системы государственного регулирования торговли должны стать: формирование достаточной конкурентной среды; защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного товаропроизводителя, обоснование отраслевых особенностей налогообложения, лицензирования, кредитования, квотирования; стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания; поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд.

Идеология государственного регулирования торговли опирается на фундаментальные основы формирования многоукладной, социально ориентированной экономики, предполагающей функционирование в сфере торгового обслуживания государственных, кооперативных и иных частных торговых предприятий.

При этом Концепция исходит из того, что в отрасли будут три основные группы торговых предприятий в роли объектов государственного регулирования:

- торговые предприятия, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов, предназначенных для снабжения спецконтингента потребителей мест досрочного завоза;

- торговые предприятия, стабильно работающие по генеральным соглашениям с органами исполнительной власти всех уровней и создающие своеобразную зону стратегического контроля исполнительной власти на потребительском рынке;

- торговые предприятия, функционирующие исключительно на принципах саморегулирования.

Общее содержание государственного регулирования должно опираться на понимание того, что на любом уровне системы должны выполняться предусмотренные законодательством разрешительные, контрольно - запретительные, аналитические, информационные, координирующие функции, а также функции по поддержке предпринимательства, по формированию и реализации научно - технической политики и кадрового обеспечения.

Непосредственным организатором, координатором и исполнителем функций государственного регулирования торговли является муниципальный уровень, который должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников торгового оборота; рациональное размещение торговых объектов по территории муниципального образования.