Действующий

О концепции развития торговли и общественного питания Республики Бурятия на 2002 - 2010 годы


Развитие типового разнообразия розничных торговых предприятий


Розничная торговля замыкает деятельность всех отраслей экономики региона, является ведущим звеном системы торгового обслуживания, поскольку непосредственно затрагивает интересы населения. Современные тенденции развития розничной торговли определяются соотношением магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.

Развитие магазинных форм продажи товаров должно обеспечиваться за счет типового разнообразия розничных торговых предприятий и решать задачи:

- определение оптимального состава торговой сети, рационального соотношения между магазинами с универсальным ассортиментом товаров, комплексного спроса и специализированными магазинами;

- специализация действующей сети с целью создания условий для формирования полного ассортимента товаров, улучшения обслуживания населения и повышения рентабельности торговли;

- экономически и социально - обоснованное распределение торговой площади между предприятиями в зависимости от их месторасположения с учетом требований концентрации продажи товаров сложного ассортимента в ограниченном числе крупных магазинов и максимального приближения магазинов по торговле товарами повседневного спроса к месту жительства покупателей.

Разнообразие розничных торговых предприятий с позиций их структурно - функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:

- независимых розничных торговых предприятий;

- розничных торговых предприятий, принадлежащих товаропроизводителям;

- розничных торговых предприятий, принадлежащих оптовым торговым организациям;

- муниципальных розничных торговых предприятий.

Концепция исходит из того, что формирование системы предприятий розничной торговли, осуществляемое товаропроизводителями, оптовыми организациями, а также муниципальными органами, является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально ориентированной рыночной среды.

Разнообразие розничных торговых предприятий с позиций их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение в любой системе торгового обслуживания:

- магазинов местного значения;

- магазинов общесистемного значения;

- магазинов в составе торговых центров;

- магазинов вдоль автомагистралей.

Магазины местного значения или "удобные магазины" должны располагаться в пределах пешеходной доступности и торговать универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.

Типовой состав магазинов общесистемного значения более разнообразен. В их числе должны быть и специализированные, и универсальные магазины, и магазины с комбинированным ассортиментом товаров.

Особую группу розничных торговых предприятий должны составлять предприятия в составе торговых центров. В классификации рыночных структур торговый центр представляет собой совокупность торговых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как единый территориальный комплекс с автостоянкой. Торговый центр всегда предлагает универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.

Концепция предусматривает развитие в республике следующих форматов (типов) магазинов:

1. Традиционные форматы: продовольственные или непродовольственные магазины, гастрономы, универсамы, универмаги, торговые центры, торговые комплексы, фирменные магазины и др.

2. Новые (западные) форматы: мини-маркеты, супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры и др.

Развитие внемагазинных форм продажи товаров предполагает следующие направления: посылочная торговля, сетевой маркетинг, электронная торговля, продажа товаров через торговые автоматы, мелкорозничная торговля и рынки.