Розничная торговля замыкает деятельность всех отраслей экономики региона, является ведущим звеном системы торгового обслуживания, поскольку непосредственно затрагивает интересы населения. Современные тенденции развития розничной торговли определяются соотношением магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.
Развитие магазинных форм продажи товаров должно обеспечиваться за счет типового разнообразия розничных торговых предприятий и решать задачи:
- определение оптимального состава торговой сети, рационального соотношения между магазинами с универсальным ассортиментом товаров, комплексного спроса и специализированными магазинами;
- специализация действующей сети с целью создания условий для формирования полного ассортимента товаров, улучшения обслуживания населения и повышения рентабельности торговли;
- экономически и социально - обоснованное распределение торговой площади между предприятиями в зависимости от их месторасположения с учетом требований концентрации продажи товаров сложного ассортимента в ограниченном числе крупных магазинов и максимального приближения магазинов по торговле товарами повседневного спроса к месту жительства покупателей.
Разнообразие розничных торговых предприятий с позиций их структурно - функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:
- независимых розничных торговых предприятий;
- розничных торговых предприятий, принадлежащих товаропроизводителям;
- розничных торговых предприятий, принадлежащих оптовым торговым организациям;
- муниципальных розничных торговых предприятий.
Концепция исходит из того, что формирование системы предприятий розничной торговли, осуществляемое товаропроизводителями, оптовыми организациями, а также муниципальными органами, является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально ориентированной рыночной среды.
Разнообразие розничных торговых предприятий с позиций их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение в любой системе торгового обслуживания:
- магазинов местного значения;
- магазинов общесистемного значения;
- магазинов в составе торговых центров;
- магазинов вдоль автомагистралей.
Магазины местного значения или "удобные магазины" должны располагаться в пределах пешеходной доступности и торговать универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.
Типовой состав магазинов общесистемного значения более разнообразен. В их числе должны быть и специализированные, и универсальные магазины, и магазины с комбинированным ассортиментом товаров.
Особую группу розничных торговых предприятий должны составлять предприятия в составе торговых центров. В классификации рыночных структур торговый центр представляет собой совокупность торговых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как единый территориальный комплекс с автостоянкой. Торговый центр всегда предлагает универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.
Концепция предусматривает развитие в республике следующих форматов (типов) магазинов:
1. Традиционные форматы: продовольственные или непродовольственные магазины, гастрономы, универсамы, универмаги, торговые центры, торговые комплексы, фирменные магазины и др.
2. Новые (западные) форматы: мини-маркеты, супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры и др.
Развитие внемагазинных форм продажи товаров предполагает следующие направления: посылочная торговля, сетевой маркетинг, электронная торговля, продажа товаров через торговые автоматы, мелкорозничная торговля и рынки.