Действующий

О концепции развития торговли и общественного питания Республики Бурятия на 2002 - 2010 годы

Развитие рынков


Рынки как структура на потребительском рынке выполняют ряд общесистемных функций:

1. Решают вопросы социального плана: относительно низкие цены, достаточный ассортимент, территориальная доступность. По экспертным оценкам, на городских рынках формируется около 25% всего розничного товарооборота.

2. Представляют социально значимый сектор занятости, предоставляя рабочие места в сфере непосредственной торговой деятельности, в управлении и обслуживании рынков.

3. Играют важную роль в развитии свободной конкуренции как между собой, так и с розничными торговыми предприятиями. По оценкам, стоимость потребительской корзины на рынках в среднем на 15 - 20% ниже, чем в магазинах розничной торговли. При сокращении числа рынков (или торговых мест на них) можно ожидать общего роста потребительских цен.

4. Являются устойчивым источником прямых и косвенных доходов за счет арендных платежей и уплачиваемых налогов.

Таким образом, учитывая социально - экономическую роль рынков, их следует рассматривать не как временный, а как развивающийся объект, на долгосрочную перспективу. Перспективная цель развития рынков - превратить их в более цивилизованные формы торговли.

Концепция развития рынков на ближайшую и среднесрочную перспективу должна включать следующие основные принципы их функционирования:

1. Перепрофилирование рынков, ранее созданных на базе магазинов, в стационарные розничные торговые предприятия.

2. Разделение рынков по агрегированному товарному признаку: продовольственные и вещевые.

3. Функционирование продовольственных рынков только на базе закрытых торговых комплексов, в том числе из быстровозводимых конструкций, отвечающих требованиям современной архитектуры и эстетики.

4. Рациональное размещение рынков в территориальном плане, обеспечивающее наличие вещевых и продовольственных в каждом административном районе.

5. Осуществление планомерного улучшения материально - технической базы рынков, превращение их в современные предприятия торговли. Торговые места на рынках должны быть приспособлены как для продавца, так и для потребителя (холодильные прилавки, кассовый аппарат, примерочные, вешала, зеркала и т.п.).

6. При создании оптовых продовольственных рынков (ОПР) возможно формирование при них торговых предприятий мелкорозничной торговли для удовлетворения запросов не только крупных оптовиков, но и розничных (мелкооптовых) покупателей.

7. Возможна интеграция рынков с существующими предприятиями торговли - создание торгово-розничных комплексов на принципах общего планирования и управления. Это позволит стационарным предприятиям увеличить обороты хозяйственной деятельности, а рынкам - приблизить формы и методы торговли к уровню цивилизованных.

8. Возможна интеграция рынков не только с крупными предприятиями розничной, но и оптовой торговли. Основная идея - создание рынков как дочерних организаций, использующих торговую марку и ресурсы материнской компании.

9. Внедрение системы индикативного управления путем заключения соглашений на уровне администрации города (района) с собственниками (руководителями) рынков. Один из возможных индикаторов: определенная процентная норма доли прибыли, реинвестируемой в развитие рынков.

10. Постепенное трансформирование рынков в комплексы мелкорозничной торговли, включающие современный перечень услуг, предоставляемых потребителям. Например:

- на закрытых продовольственных рынках осуществляется реализация сопутствующих непродовольственных товаров (и наоборот);

- покупателям предлагается система "подбери и упакуй", когда клиенты оставляют списки необходимых продуктов с тем, чтобы забрать покупку позднее или получить заказ домой;

- услуги питания: предприятия быстрого питания, отделы полуфабрикатов и готовых блюд;

- аптечные пункты, парикмахерские, ремонт часов, услуги связи и т.п.;

- справочно - информационная служба;

- формирование комплекса услуг: хранение товаров, информационное обслуживание (наличие товарных ресурсов, уровень оптовых и розничных цен и т.п.), услуги Центра стандартизации, метрологии и сертификации, санэпиднадзора, транспортные услуги, служба безопасности и т.п.