Организованный рынок потребительских товаров в фазе их оптовой реализации может быть сформирован при обеспечении равноправного функционирования разнообразных оптовых структур. Основу их составляют специализированные оптовые предприятия (включая товаропроизводящие и крупные розничные), осуществляющие полный комплекс закупочно - сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену. Эти оптовые структуры в своей работе взаимодействуют, в основном, с крупными производителями товаров и крупными розничными предприятиями.
Задачей оптовых предприятий этого вида должно быть создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок крупных производителей и розничных торговцев потребительскими товарами.
Среди данных оптовых торговцев могут быть оптовики как специализированные на отдельных группах товаров, так и универсальные.
Второй разновидностью оптовых структур на потребительском рынке являются предприятия - агенты (дистрибьюторы), предприятия - брокеры, дилеры и т.п. В рыночной терминологии данный тип оптовых структур называют посредниками. Основным предметом их деятельности является информация о товаре. Они действуют по поручению клиента и часто за его счет.
Клиентами подобных оптовых посредников чаще всего являются средние предпринимательские структуры как со стороны производителя, так и со стороны торговли.
Завершают формирование оптовой инфраструктуры чистые организаторы оптового оборота - оптовые рынки - товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки.
Основной задачей этих структур является создание условий для организации оптовой торговли. Они не являются субъектами оптовой торговой деятельности.