Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ ЦЕНОВОЙ И ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2007 ГОДА

РАЗДЕЛ IX. Ценовая и тарифная политика в основных отраслях экономики


9.1. Промышленность

Свободное ценообразование на продукцию промышленности является одним из условий эффективности ее деятельности. Ограничителями роста цен выступают спрос и платежеспособность потребителей, предложение (конкуренция) производителей. Этому будет способствовать и реализация Концепции промышленной политики Республики Бурятия, разработанной Министерством промышленности, производственной инфраструктуры и технологий Республики Бурятия.

Параметры изменения цен в отраслях естественных монополий рассчитывались с учетом их негативного влияния на общие темпы роста цен и финансовое состояние потребителей.

Повышение регулируемых цен на продукцию естественных монополий в проектируемых масштабах не окажет существенного влияния на уровень инфляции в промышленности, так как изменение уровня рыночных цен будет зависеть от соответствия спроса и предложения. В рамках заданных параметров рост цен в промышленности проектируется в 2004 году в пределах 9-11,5 процентов при среднегодовом индексе - 110-111 процентов.

Одним из результатов повышения цен и тарифов в монополиях должно стать перераспределение доходности от основных энергоемких потребителей в пользу естественных монополий, что позволит создать необходимые финансовые ресурсы и будет способствовать экономии энергоресурсов в экономике республики.

До 2007 года рост цен (инфляция) в промышленности не должна превысить параметров, задаваемых Правительством Российской Федерации, в пределах 6,5-8,5 процентов в год.

9.2. Естественные монополии

Основным инструментом государственной ценовой и тарифной политики на прогнозируемый период является регулирование цен и тарифов естественных монополий.

Дальнейшее сохранение заниженных цен в отраслях естественных монополий может иметь серьезные негативные последствия и не может гарантировать бесперебойное обеспечение растущих потребностей экономики энергетическими ресурсами и грузопотоками в необходимых объемах. С одной стороны, такое положение приводит к недостатку финансовых средств в этих отраслях, а с другой, высокая энергоемкость ВВП, достаточно низкие тарифы не стимулируют внедрения энергосберегающих технологий.

Вместе с тем, при проведении государственной ценовой политики в 2004-2007 годах основным приоритетом должно стать ограничение темпов роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий, так как весьма высокий инфляционный фон, наблюдаемый в 2001-2002 годах, также может удерживаться и в последующие годы. Ограничения на рост цен и тарифов будут стимулировать повышение эффективности деятельности естественных монополий.

Так, по оценке Минэкономразвития России удорожание продукции естественных монополий определило около 3-4 процентов от общего роста потребительских цен в 2002 году. При этом свыше половины из него составляет сокращение льготных тарифов для населения, проводимое в рамках ликвидации перекрестного субсидирования.

В связи с этим параметры и сроки повышения цен и тарифов в отраслях естественных монополий следует проводить с учетом ежегодного удержания инфляции в пределах, определяемых Правительством Российской Федерации, избежания провоцирования инфляционных ожиданий у потребителей и достижения целевых параметров роста производства.

Достижение поставленных целей возможно при условии выполнения следующих мер.

а) Электроэнергетика

Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федерального бюджета на очередной год в первом чтении и вводятся в действие с начала указанного года.

Орган исполнительной власти Республики Бурятия, регулирующий тарифы на услуги естественных монополий, устанавливает:

- тарифы на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

- тарифы на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках тарифов, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти.

Изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения проекта республиканского закона о внесении изменений и дополнений в закон Республики Бурятия о республиканском бюджете на текущий финансовый год не допускается.

б) Перевозки грузов железнодорожным транспортом

Повышение тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом будет проводиться с учетом прекращения практики взимания платы за перевозки во внутрироссийском сообщении экспортно-импортных грузов по тарифам, применяемым в международном сообщении, к концу 2003 года. По предварительной оценке тарифы могут быть увеличены в конце 2003 г. на 12 процентов. В 2004-2007 гг. тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом будут повышаться в меру инфляции в промышленности.

Тарифная политика на железнодорожном транспорте должна быть увязана с этапами осуществления структурного реформирования управления и эксплуатации на железнодорожном транспорте. Снижению транспортных издержек должно способствовать выведение из состава железнодорожного транспорта предприятий, не связанных с организацией и обеспечением перевозочного процесса и аварийно-восстановительных работ.

По мере реализации структурной реформы в отрасли и выделения естественно-монопольного сектора будет осуществляться государственное регулирование тарифов за пользование инфраструктурой, в конкурентном секторе будет происходить поэтапная либерализация тарифов на рынке пассажирских и грузовых перевозок. Будет проводиться дальнейшее упорядочение предоставления ценовых льгот хозяйствующим субъектам.

В монопольном секторе железнодорожные тарифы должны устанавливаться на основе единых недискриминационных принципов с учетом действия основных ценообразующих факторов, в конкурентном - исходя из баланса спроса и предложения на рынках перевозок.

в) Связь

В соответствии с федеральным законодательством государственное регулирование тарифов осуществляется на универсальные услуги связи и на услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Государственное регулирование тарифов на услуги связи, за исключением универсальных, должно обеспечивать операторам связи рентабельную работу.

Возмещение убытков операторов универсального обслуживания по оказанию универсальных услуг связи обеспечивается из резерва универсального обслуживания, который формируется из обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования.