В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71 ж) основы ценовой политики относятся к исключительному ведению Российской Федерации.
Настоящая Концепция ценовой и тарифной политики Республики Бурятия на период до 2007 года (далее - Концепция) построена в строгом соответствии с основными положениями государственной ценовой (тарифной) политики, разрабатываемыми Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и принимаемыми Правительством Российской Федерации, и направлена на ее реализацию на территории республики.
Концепция ценовой и тарифной политики Республики Бурятия на период до 2007 года представляет собой систему определенных единых принципов, правил и методов в деятельности органов исполнительной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия в сфере регулирования и контроля цен (тарифов) в пределах их компетенции.
Важнейшими целями Концепции являются:
- в случаях, предусмотренных законодательством, формирование цен (тарифов) с учетом обеспечения самофинансирования и самоокупаемости регулируемых видов деятельности, создания условий для сохранения и обновления материальной базы производителей продукции (товаров, услуг) и воспроизводства трудовых ресурсов;
- защита интересов потребителей продукции (товаров, услуг) от недобросовестного повышения цен;
- дальнейшее сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования.
Предлагаемый Концепцией прогноз изменения цен в основных отраслях экономики должен быть учтен при разработке прогнозов социально-экономического развития Республики Бурятия и годовых республиканских бюджетов до 2007 года и с ежегодным уточнением в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Бурятия.
В связи с введением в действие Федерального закона "Об охране озера Байкал" и решения ЮНЕСКО о придании Байкалу статуса Участка мирового наследия в Республике Бурятия установлен особый режим пользования природными ресурсами с ужесточенными нормативами и ограничениями практически на все объекты жизнедеятельности в Республике Бурятия.
В результате экологическая составляющая совокупных затрат и расходов на строительство очистных сооружений и предотвращение загрязнения окружающей природной среды оказывают значительное влияние на конечный уровень цен и тарифов. Удельный вес экологических затрат в себестоимости продукции значительно выше среднеотраслевых по России. Так, только себестоимость доочистки 1 м3 сточных вод в 2,2 раза превышает себестоимость очистки в среднем по России.
Соответственно более высокая доля экологических затрат в себестоимости продукции и услуг местных товаропроизводителей снижает их конкурентоспособность и не способствует устойчивому экономическому развитию. Поэтому формирование цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), производимую на территории Республики Бурятия, осуществляется с учетом повышенных затрат на экологические мероприятия.