Недействующий

О Концепции экономического роста в агропромышленном комплексе Республики Бурятия


4.2. Основные направления реформирования экономики
сельскохозяйственного производства


Аграрная реформа направлена на комплексное переустройство сельскохозяйственного производства на основе многообразия форм хозяйствования и различных форм собственности на землю и другие средства производства, создания конкурентной среды в агропромышленном комплексе развития аграрного рынка. Реформирование охватывает земельные отношения, институциональные преобразования, производственные отношения и социальную сферу. Сельское хозяйство занимает важное место в народнохозяйственном комплексе республики и основное место - в сельских районах республики. Поэтому задачи реформирования аграрного комплекса на республиканском уровне будут отличаться от задач реформирования в районах республики.

На республиканском уровне необходимо разработать мероприятия по содействию:

- созданию рыночной системы сбыта и реализации продукции, производимой агропромышленном комплексом, которая охватывает заготовительные организации, потребительскую кооперацию, продовольственные рынки;

- увеличению ресурсного потенциала сельскохозяйственного производства: повышение плодородия сельскохозяйственных земель, развитие племенного животноводства, кормопроизводства и семеноводства;

- созданию условий по распространению ресурсосберегающих технологий и внедрению интенсивных технологий производства сельскохозяйственной продукции;

- развитию информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- проведению работы по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций;

- расширению сферы инфраструктурного обеспечения сельскохозяйственного производства;

- разработке новых моделей отношений субъектов хозяйственной деятельности с государственной властью наряду с существующими способами государственной поддержки.

На районном уровне реформирование проводится непосредственно с сельскохозяйственными организациями и направлено на:

- наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции в разрезе сельскохозяйственных организаций;

- распределение земель сельскохозяйственного назначения по товаропроизводителям;

- закуп сельскохозяйственной продукции для муниципальных нужд;

- страхование сельскохозяйственных рисков;

- содействие реализации произведенной продукции;

- развитие интеграции личных подсобных хозяйств;

- содействие развитию кооперации на селе;

- содействие подготовке управленцев-менеджеров, внедрению современных методов управления и совершенствованию внутрихозяйственных отношений;

- совершенствование системы имущественных отношений.

Основными задачами, стоящими перед АПК, на ближайшую перспективу будут:

- реформирование и финансовое оздоровление неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций с целью сохранения их производственной и социальной инфраструктуры, эффективного использования земельных и трудовых ресурсов;

- применение процедуры банкротства в хозяйствах, не имеющих перспектив развития.

Результатом аграрных реформ должно стать обеспечение населения республики продуктами питания собственного производства согласно Закону Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы": зерно - 78%, картофель - 100%, овощи - 53%, мясо всех видов - 78%, молоко - 42%, яйцо - 24%. Для достижения этих показателей необходимо:

- проводить реформирование и финансовое оздоровление неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций с целью сохранения их производственной и социальной инфраструктуры, эффективного использования земельных и трудовых ресурсов;

- совершенствовать систему управления и внутрихозяйственных отношений с целью повышения мотивации к производительному труду, рациональному использованию имущественного комплекса;

- повышать привлекательность сельскохозяйственного производства для инвесторов за счет снижения затрат и увеличения его доходности;

- совершенствовать земельные и имущественные отношения собственников с сельскохозяйственными организациями;

- совершенствовать сложившиеся правовые отношения через приведение учредительных документов в соответствие с действующим законодательством и выбор оптимальной для современного этапа развития организационно-правовой формы хозяйствования.