Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2007-2013 ГОДЫ"

I. Характеристика проблемы. Состояние и анализ причин дорожно-транспортных происшествий в Республике Бурятия

В ред. Постановления Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000201100787 (от 26.08.2011 N 460)

Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом (далее - аварийность), в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

В 2004 году произошло 1854 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 304 человека. Всего за последние 5 лет в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 1472 человека, из которых более четверти - люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет). Динамика основных показателей аварийности в Республике Бурятия представлена в таблице.

Таблица

Показатели

Значение показателя по годам

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Количество дорожно-транспортных происшествий

1854

1745

1973

1898

1752

1572

Число погибших в результате ДТП, чел.

304

264

310

308

286

223

Число раненых в результате ДТП, чел.

2312

2255

2639

2458

2334

2078

Население, чел.

974300

969200

963300

963300

960000

963500

Кол-во зарегистрированных транспортных средств, ед.

198613

202287

221019

241457

250580

261808

Транспортный риск

15,3

13,05

14,02

12,75

11,41

8,5

Социальный риск

31,2

27,23

32,18

31,97

29,79

23,1

Тяжесть последствий

11,6

10,5

10,5

11,1

10,9

9,7

Начиная с 2004 года наблюдается неустойчивая динамика таких относительных показателей аварийности, как количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. единиц транспорта (транспортный риск) и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения (социальный риск). В 2006 году они достигли своего максимума.

Основными видами дорожно-транспортных происшествий в республике являются наезд на пешехода, наезд на препятствие и на стоящее транспортное средство, столкновение и опрокидывание. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 90 процентов всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.

Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:

- постоянно возрастающая мобильность населения;

- уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;

- нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.

Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, расхода топлива, рост количества дорожно-транспортных происшествий. Темпы увеличения количества дорожно-транспортных происшествий опережают темпы увеличения количества лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в районе.

Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких дорожно-транспортных происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности. Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий органов местного самоуправления, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Сложившаяся критическая ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого метода характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению (количество погибших в результате дорожно-транспортных происшествий к 2012 году составит 340 человек), что определяется следующими факторами:

- высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (в том числе детский травматизм);

- значительная доля людей наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет) среди лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;

- продолжающееся ухудшение условий дорожного движения в населенных пунктах района;

- низкий уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Ожидаемые показатели аварийности в условиях отсутствия программно-целевого метода приведены в приложении N 1.

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 26.08.2011 N 460

Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:

- социально-экономическая острота проблемы;

- межотраслевой и межведомственный характер проблемы;

- необходимость привлечения к решению проблемы Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Бурятия.

Применение программно-целевого метода позволит осуществить:

- развитие и использование научного потенциала при исследовании причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, формирование основ и приоритетных направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;