В ред. Постановления Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000201100787 (от 26.08.2011 N 460)
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом (далее - аварийность), в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
В 2004 году произошло 1854 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 304 человека. Всего за последние 5 лет в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 1472 человека, из которых более четверти - люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет). Динамика основных показателей аварийности в Республике Бурятия представлена в таблице.
Таблица
Показатели | Значение показателя по годам | |||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Количество дорожно-транспортных происшествий | 1854 | 1745 | 1973 | 1898 | 1752 | 1572 |
Число погибших в результате ДТП, чел. | 304 | 264 | 310 | 308 | 286 | 223 |
Число раненых в результате ДТП, чел. | 2312 | 2255 | 2639 | 2458 | 2334 | 2078 |
Население, чел. | 974300 | 969200 | 963300 | 963300 | 960000 | 963500 |
Кол-во зарегистрированных транспортных средств, ед. | 198613 | 202287 | 221019 | 241457 | 250580 | 261808 |
Транспортный риск | 15,3 | 13,05 | 14,02 | 12,75 | 11,41 | 8,5 |
Социальный риск | 31,2 | 27,23 | 32,18 | 31,97 | 29,79 | 23,1 |
Тяжесть последствий | 11,6 | 10,5 | 10,5 | 11,1 | 10,9 | 9,7 |
Начиная с 2004 года наблюдается неустойчивая динамика таких относительных показателей аварийности, как количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. единиц транспорта (транспортный риск) и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения (социальный риск). В 2006 году они достигли своего максимума.
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в республике являются наезд на пешехода, наезд на препятствие и на стоящее транспортное средство, столкновение и опрокидывание. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 90 процентов всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:
- постоянно возрастающая мобильность населения;
- уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
- нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, расхода топлива, рост количества дорожно-транспортных происшествий. Темпы увеличения количества дорожно-транспортных происшествий опережают темпы увеличения количества лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в районе.
Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких дорожно-транспортных происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности. Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий органов местного самоуправления, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Сложившаяся критическая ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого метода характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению (количество погибших в результате дорожно-транспортных происшествий к 2012 году составит 340 человек), что определяется следующими факторами:
- высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (в том числе детский травматизм);
- значительная доля людей наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет) среди лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
- продолжающееся ухудшение условий дорожного движения в населенных пунктах района;
- низкий уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Ожидаемые показатели аварийности в условиях отсутствия программно-целевого метода приведены в приложении N 1.
В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 26.08.2011 N 460
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:
- социально-экономическая острота проблемы;
- межотраслевой и межведомственный характер проблемы;
- необходимость привлечения к решению проблемы Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Бурятия.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить:
- развитие и использование научного потенциала при исследовании причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, формирование основ и приоритетных направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;