В республике функционируют 636 общеобразовательных учреждений (без 6 филиалов), 24 специальные (коррекционные) школы, 1 учреждение для детей и подростков с девиантным поведением, 3 оздоровительных школы санаторного типа, 9 детских домов. 172 школы расположены в городах, 464 (73%) - в сельской местности. Общая численность обучающихся - 136 219 человек (77 935 чел. - в городской, 58 284 чел. (38%) - в сельской местности).
Две трети школ республики - с родным (якутским) языком обучения. В 19 школах дети изучают эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский языки.
72% учащихся охвачены профильным обучением, более 90% выпускников поступают в учреждения профессионального образования. Ежегодный охват летним отдыхом и оздоровлением составляет 75% школьников.
В республике 715 детских дошкольных учреждений с охватом более 52 тыс. воспитанников или 63,3% детей типичного возраста, в том числе 90,3% детей старше 5 лет. В 130 учреждениях дополнительного образования занимаются более 81 тыс. школьников (60%).
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2006-2010 годах государственную поддержку получили 254 школы, 936 учителей, 3650 талантливых детей и молодых людей, 235 детей-инвалидов, 10 000 классных руководителей. В школы республики были направлены 1013 комплектов учебно-лабораторного оборудования и 214 школьных автобуса. ПНПО способствовало развитию медицинского сопровождения, созданию условий для развития физкультуры и спорта. Обеспеченность компьютерами выросла с 17 до 12 учащихся на 1 компьютер. Доля школьников, обучающихся в современных условиях, выросла в 10 раз до 72%.
В 2007-2009 годах в рамках комплексного проекта модернизации образования осуществлены такие институциональные преобразования как государственно-общественное управление, нормативное бюджетное финансирование, новая система оплаты труда, новые формы оценки качества образования. Расходы на образование определены по 6 группам населенных пунктов с учетом отдаленности и труднодоступности расположения.
В результате в 2010 году объем неэффективных расходов в сфере общего образования Республики Саха (Якутия) снизился до 13,9% (2009 г. - 17,5%). Увеличилась наполняемость классов: 2008 г. - 15,4, 2009 - 16,04.
Повысилась открытость системы образования, все школы создали свои сайты, в практику вошла публичная отчетность школ и стимулирование учителей по результатам труда. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей в Якутии выросла с 21132,8 руб. в 2008 году до 23848,2 руб. в 2010 году. Рост заработной платы повысил привлекательность педагогической профессии. По данным 2010 года, стаж педагогической работы менее 2 лет имеют 8%, от 2 до 5 лет - 10%, от 5 до 10 лет - 13%.
Важным достижением системы общего образования республики является удовлетворение разнообразных потребностей учащихся в профильных, дуальных, кочевых, лицейских, гимназических школах. Создана система государственной поддержки сельских образовательных учреждений, агрошкол, школ, имеющих подсобное хозяйство. Каждый пятый старшеклассник обучается по программе профессиональной подготовки и получает документ государственного образца вместе с аттестатом.
Таким образом, сформированы устойчивые тенденции в обновлении экономики, управления, содержания и технологий образования Республики Саха (Якутия), достигнуты результаты в создании современных и безопасных условий обучения и воспитания.
Вместе с тем состояние системы образования не в полной мере соответствует требованиям инновационного развития республики.
В условиях общего роста расходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) на общее образование (в 2008 году - 15861,9 млн руб., в 2009 году - 17523,8 млн руб., в 2010 году - 18417,9 млн руб.) уменьшается доля расходов на увеличение стоимости основных средств: 2008 г. - 11,2%, 2009 г.- 9,9%, 2010 г. - 9,5%.
Демографические тенденции обусловили проблему увеличения количества детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения (2008 г. - 21300, 2009 г. - 23300, 2010 г. - 31186). Наблюдается тенденция к увеличению городского и уменьшению сельского населения, что приводит к увеличению числа малокомплектных школ (2009 г. - 163, 2010 г. - 200, 2011 г. - 212) и перегрузке дошкольных и общеобразовательных учреждений в городской местности.
Социализация выпускников в немалой степени зависит от показателей единого государственного экзамена, которые свидетельствуют о недостаточном уровне качества образования: результаты выпускников ниже средних общероссийских, динамика по годам нестабильна, доля выпускников, не получивших аттестат о среднем образовании, выше, чем в среднем по стране. Несмотря на положительную динамику (2007 г. - 1251, 2008 г. - 1082, 2009 г. - 886, 2010 г. - 745) доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, выше среднероссийского значения (4,3% и 3%).
Сохраняется кадровый дисбаланс, избыток прочего персонала. Недостаточен профессиональный уровень учителей, высшее образование имеют 82,5% учителей, высшую категорию - 23%, в пенсионном возрасте находятся 22%.