Региональная модель нормативного бюджетного финансирования и оплаты труда учителей учитывает язык, ступени обучения, место расположения и особенности образовательной программы школы, выравнивает возможности школ для создания современных условий обучения.
Субвенция на реализацию Госстандарта общего образования доводится до каждой школы на основе законодательно утвержденных нормативов. Не менее 5% субвенции направляется на учебные расходы, остальные средства - на оплату труда. В школах Якутии применяются две системы оплаты труда учителей:
Модельная методика, при которой оклад учителя рассчитывается исходя из стоимости бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час) с учетом количества обучающихся. По данным условиям получают заработную плату 80% учителей. Данная система эффективна в школах с хорошей наполняемостью, не имеет ограничений в размерах заработной платы учителей, развивает экономическую компетентность руководителей общеобразовательных учреждений.
II. Отраслевая система оплаты труда, при которой оклад работника рассчитывается исходя из размера оклада по профессиональной квалификационной группе. По данным условиям получают заработную плату 20% учителей в малокомплектных и малочисленных школах до 110 учащихся в связи с тем, что она не учитывает количество обучающихся в классе, гарантирует определенный уровень заработной платы.
Фонд стимулирования в школах составляет не менее 15% от общего фонда оплаты труда. Всего в I квартале 2011 года средняя заработная плата учителей в республике составила 25095,4 рублей. При этом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в Якутии в I квартале 2011 года составила 30061,3 рублей.
В 2011 году приоритетной задачей Комплекса мер по модернизации системы общего образования определено повышение заработной платы учителей до средней по экономике. Соответственно 94% объема федеральной субсидии направлены на возмещение произведенных расходов бюджета Республики Саха (Якутия) и муниципальных бюджетов с целью высвобождения средств на заработную плату учителей.
Общий объем дополнительных бюджетных ассигнований составил 426,4 млн рублей на 4 месяца 2011 года. Выделенные средства направлены на увеличение размера окладов на 6,5%, повышающих коэффициентов за квалификационную категорию, выплат за работу в сельской местности и арктических районах, премирование учителей.
В результате размеры выплат по результатам аттестации учителей увеличились в 1,5-2 раза, что стало серьезным стимулом к повышению квалификации и квалификационной категории учителей. Размеры сельских и арктических доплат увеличились в 3 с лишним раза. Данное решение направлено на поддержку учителей сельских районов, так как в городской местности из-за хорошей наполняемости классов уровень средней зарплаты учителей выше. В рамках аттестации и премирования учителей особое внимание уделяется показателям качества образования и воспитания школьников. Вышеизложенные меры направлены на обеспечение решения актуальных проблем образования республики.
В итоге средняя заработная плата учителей доведена до средне республиканского уровня в экономике и составляет более 30 тысяч рублей, с ростом по сравнению с I кварталом 2011 г. на 20%. При этом соблюдены условия, определенные Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным: "Механической уравниловки при повышении зарплаты быть не должно. Нужно учитывать квалификацию учителя, его профессиональные качества, отношение к работе, и нужно поддерживать лучших.".
Повышение заработной платы учителей стимулировало решение о повышении зарплаты другим категориям педагогических работников: с 1 декабря 2011 года библиотечным и медицинским работникам образовательных учреждений - на 40,8%, с 1 января 2012 года педагогическим работникам детских садов - на 10%. Кроме того, с 1 октября 2011 года на 6,5% были увеличены бюджетные ассигнования на заработную плату всех работников бюджетной сферы.
Все обязательства 2011 года по направлениям модернизации выполнены. По введению федеральных государственных образовательных стандартов 12% школьников перешли на госстандарт нового поколения, в примерные учебные планы включены 10 часов внеурочной деятельности, в закон о нормативах внесены соответствующие изменения. В ноябре 2011 года в Якутске состоялось выездное заседание Координационного совета по вопросам введения ФГОС МОН РФ, на котором обсуждались вопросы этнокультурного содержания образования и представлен опыт школ республики.
В связи с введением нового порядка аттестации принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. Всего подали документы на аттестацию 2924 человека, из них на соответствие занимаемой должности прошли все, первую категорию не подтвердили 45 человек, высшую - 21. Анализ показывает положительную динамику роста педагогических работников республики с высшей категорией с 20,5% до 21,3%.
30% учителей и руководителей прошли повышение квалификации или переподготовку. Охват различными формами повышения квалификации составил более 4000 человек.
В рамках мероприятия ПНПО "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" на территории Республики Саха (Якутия) обучается на данный момент 235 детей. 166 детей подключено в селах республики, 69 - в городах. Создан республиканский центр дистанционного образования. Для расширения дистанционного образования разработан проект создания инфраструктуры районных центров дистанционного образования.
По обеспечению положительной динамики энергосбережения объем сэкономленных финансовых средств за три года вырос в 10 раз: 2009 год - 7954,3 тыс. руб.; 2010 год - 23780,7 тыс. руб.; 2011 год - 72267,9 тыс. руб.
В 2011 году была сформирована необходимая нормативная правовая база реализации комплекса мер по модернизации общего образования в 2011 году. Приняты решения Президента и Правительства республики о повышении заработной платы учителям и другим категориям педагогических работников. Внесены коррективы в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) и изменения в Закон Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 717-З N 321-IV "О нормативах финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования".
Органами местного самоуправления и Правительством республики приняты решения об изменении типов муниципальных и государственных образовательных учреждений (бюджетные, казенные, автономные).
Ведомственными актами Министерства образования Республики Саха (Якутия) определены новые правила аттестации и повышения квалификации учителей.