В ходе проведенного в 2009 году специального исследования состояния информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в исполнительных органах государственной власти, подведомственных им учреждениях и органах местного самоуправления Республики Саха (Якутия) было выявлено, что:
1. Мероприятия по информатизации стали значимым направлением в отраслях экономики и социальной сферы республики и, соответственно, комплексом необходимых работ в ключевых ведомствах и отраслевых министерствах республики, занимая в общих расходах от десятой части до более половины всех расходов.
2. В бюджетообразующих и социально-ориентированных отраслях удельный вес мероприятий по обеспечению средствами вычислительной техники и услугами связи занимает менее 2% и на порядки ниже, чем в организациях, специализирующихся на исполнении государственных управленческих, контролирующих и монетарных функций и задач.
3. В ряде министерств, в которых удельный вес мероприятий по информатизации особенно высок, значительная часть мероприятий проводится без технического согласования с основным координатором.
Несмотря на удовлетворительную оценку состояния информационно-телекоммуникационных систем, в целом способных решать текущие задачи по обеспечению рабочих мест сотрудников министерств и ведомств республики доступом к информационным ресурсам, в ходе аудита выявлены значительные недостатки в области эксплуатации, обеспечения информационной безопасности, подготовки персонала, финансирования мероприятий, связанных с информационно-телекоммуникационными системами.
Выявленные проблемы носят системный характер, связанный, в первую очередь, с практикой самостоятельного решения текущих проблем информационно-телекоммуникационных систем техническими службами организаций, что, в условиях слабой квалификации персонала, не способно решить новые стратегические задачи в области информатизации республики.
Выявленные проблемы могут быть разделены на несколько основных направлений:
1) Создание и модернизация информационно-телекоммуникационных систем.
2) Подключение информационно-телекоммуникационных систем к внешним каналам связи.
3) Обеспечение информационной защиты и безопасности ресурсов в информационно-телекоммуникационных системах.
4) Квалификация технического персонала, ответственного за обслуживание информационно-телекоммуникационных систем.
5) Аварийно-восстановительные работы.
Подключение информационно-телекоммуникационных систем к внешним сетям связи (Интернет, "СахаИнформСеть" и др.) проводится в основном специалистами коммерческих операторов связи, без учета нормативной базы, предъявляющей особые требования к работе органов государственной власти в сетях Интернет и других внешних сетях связи. Проверка методов и способов подключения ИТКС на предмет выполнения требований информационной защиты ресурсов и безопасности в настоящее время не проводится, что может привести к несанкционированному доступу посторонних лиц к государственной информации и персональным данным.
При проведении исследования практически во всех телекоммуникационных системах выявлено отсутствие средств авторизации и аутентификации подключаемого и подключенного сетевого оборудования при работе в локальных вычислительных сетях, отсутствие средств сетевого управления и мониторинга событий, средства обнаружения атак и несанкционированных подключений не применяются. Подобный подход к обеспечению защиты ресурсов, вызванный, как правило, низкой квалификацией технического персонала и отсутствием централизованной политики, может привести к несанкционированной утечке служебной государственной информации из ИТКС ОГВ.
В мероприятиях, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронном виде, было рекомендовано процессы формирования и развития электронных услуг исполнительных органов, а также обеспечение доступа к ним населения и бизнес-структур реализовывать через создание механизма централизованного управления и технико-технологического сопровождения государственных информационных систем и ресурсов в виде Регионального центра управления инфраструктурой электронного правительства в Республике Саха (Якутия).
Для оптимизации использования АИС с позиций целесообразности и соответствия задачам государственного управления регионом, а также принципам функционирования электронного правительства необходимо решение нескольких задач таких как:
централизация внедрения АИС;
унификация взаимодействия АИС;
исключение внедрения однофункциональных АИС;
оптимизация программно-технического сопровождения АИС.