Недействующий

О Концепции государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия)

I. Состояние трудового потенциала и его соответствие потребностям стратегии устойчивого развития Республики Саха (Якутия)


Прошедшие за истекшее десятилетие изменения в социально-экономическом и общественно-политическом развитии в России (изменение государственности и экономического строя, разгосударствление и приватизация значительной части собственности, децентрализация государственного управления и др.) имеют как позитивные так и негативные последствия. Конституционно закреплены права каждого гражданина заниматься предпринимательством, свободно выбирать вид, время и место своей трудовой деятельности, обозначился приток молодых в высшие сферы государственной власти и руководство крупными фирмами, банками и др. Но в то же время произошла дезорганизация кадровых процессов и отношений: многие стали трудиться не по специальности, сотни тысяч специалистов покинули страну, разрушилась десятилетиями сложившаяся система межрегиональной ротации, усилилась неуправляемая миграция кадров из стран ближнего зарубежья, что до сих пор обостряет проблему безработицы. Фактически исчерпала себя политика экстенсивного развития кадрового потенциала.

Эти отрицательные явления тяжело сказались на формировании и использовании кадрового потенциала, в том числе и в Республике Саха (Якутия).

В настоящее время общая численность населения республики составляет 982,9 тысяч жителей (в 1992 г. - 1135 тыс.). Экономически активное население - 519,1 тыс.

Крайне суровые климатические условия Севера для жизнедеятельности людей, их трудовой деятельности, высокая стоимость жизни создают большие трудности в решении вопросов занятости, стабилизации трудовых коллективов на предприятиях и в организациях. За последние годы наблюдался значительный отток населения в другие регионы. Это актуализирует задачу закрепления кадров, особенно из местного населения.

Несмотря на возрастающую потребность в квалифицированных кадрах, в республике удельный вес безработных составляет 6,6% (в 1992 - 3,4%).

В республике пока еще сильны экономические позиции государства: лица, занятые в государственных и муниципальных организациях, составляли в 2000 году - 52,0%, в смешанных формах собственности - 18,2% (в России - 18%), в частных организациях - 29,1% (в России - 45%).

На сегодня среди особенностей, негативно влияющих на кадровую ситуацию в республике отмечаются следующие:

- структурная и территориальная несбалансированность рынка труда: большинство трудовых ресурсов республики сосредоточено в городах и поселках, возникших на базе крупных предприятий и добывающих производств;

- несоответствие подготовленных кадров по количеству, номенклатуре профессий потребностям рынка, острый недостаток специалистов высшего и среднего звена по техническим специальностям;

- отсутствие устойчивых механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, гибкой и оперативной системы взаимодействия всех уровней системы профессионального образования с работодателями;

- слабая работа по профессиональной ориентации молодежи и незанятого населения, вследствие чего наблюдается потеря интереса большинства молодежи к рабочим профессиям, в том числе к наиболее востребованным на рынке труда;

- низкая закрепляемость молодых специалистов в улусах, особенно в северных.

Тем не менее, несмотря на возникшие за последние годы проблемы, в республике удалось удержать под контролем кадровую ситуацию, блокировать развитие ряда негативных тенденций. Это стало возможным потому, что была сохранена и демократически обогащена система государственного воздействия на кадры всех сфер и уровней. Одной из особенностей республики является установление тесного сотрудничества республиканских органов власти и территориальных структур федеральных органов. Это создает благоприятные возможности для согласования решений кадровых вопросов. Такая практика позволила сконцентрировать использование финансово-материальных и трудовых ресурсов на решении приоритетных для республики задач. Ныне это связано с кадровым обеспечением перспективного развития приоритетных отраслей экономики.

Одним из приоритетных направлений кадровой политики РС (Я) было и является кадровое обеспечение государственной и муниципальной службы.

На сегодня предотвращен форсированный рост государственных служащих, особенно в органах исполнительной власти.

Значительная часть работников, замещающих государственные должности, находится в наиболее дееспособном возрасте: 60,7% - в возрасте от 30 до 50 лет, их средний возраст 40 лет, как и в РФ. Однако настораживает то, что работники сельских администраций имеют средний возраст 44 года. Средний возраст работников республиканских органов власти 42 года. Следует обеспечить приток молодых специалистов во все органы власти: сейчас в возрасте до 30 лет - 20,9%.

Существенно увеличился удельный вес лиц в органах государственной власти республики и органах местного самоуправления, имеющих высшее образование - 69,1% (в 1999 г. было 61%), причем в органах исполнительной власти республиканского уровня - 86,8%, в органах законодательной власти - 78,3. Среди лиц, занимающих государственные должности, 35,1% имеют стаж работы в государственных органах более 10 лет, от 5 до 10 лет - 30,4%, от 1 года до 5 лет - 25%, до 1 года - 9,4%.

В государственной кадровой политике республики, в программе ее реализации важно поддержать развитие позитивных тенденций, обратив особое внимание на улучшение качественных параметров кадрового состава аппарата государственных органов, на подготовку работников по перспективным специальностям и специализациям с учетом приоритетных направлений стратегии развития республики, с учетом новых задач и потребностей. В широком плане необходимо повышение качества всего трудового, особенно кадрового потенциала (профессионального, личностного, мотивационного).

Формирование единой системы работы с кадрами всех уровней управления и всех сфер деятельности потребует активизации деятельности и повышения управленческой квалификации всех служб, занимающихся управлением персоналом. Одна из актуальных потребностей дня - обеспечение рационального использования кадров, разработка механизмов (нормативно-правовых, финансовых, организационных и др.) их закрепления на долгосрочную перспективу, стимулирование на эффективный и качественный труд. Кардинальное обновление работы с кадрами связано с оптимизацией структур управления, уточнения их функций и полномочий, повышением персональной ответственности руководителей.

Важно исходить из того, что важнейшей гарантией обеспечения занятости населения, решения проблем подготовки и рационального использования кадровых ресурсов является устойчивое финансово-экономическое положение Республики Саха (Якутия), стабильная социально-политическая обстановка в обществе, авторитет органов власти и высокая эффективность их управленческой деятельности. Через кадры идет возрождение духовности и нравственности людей, народов Республики Саха (Якутия).