Недействующий

О Концепции государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия)

III. Приоритетные направления реализации государственной кадровой политики


Главным смыслом реализации государственной кадровой политики является кадровое обеспечение стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), укрепления ее государственности, создания лучших условий жизнедеятельности населения и повышения качества жизни.

Исходя из общегосударственных и республиканских интересов, учитывая насущные потребности развития Республики Саха (Якутия), считать приоритетными направления реализации ее кадровой политики:

- обеспечение высококвалифицированными кадрами государственной и муниципальной службы;

- развитие сотрудничества государственных и предпринимательских структур в кадровом обеспечении рыночной экономики, в регулировании рынка труда, стимулирование условий для создания новых рабочих мест на производстве, в сфере услуг за счет развития приоритетных отраслей экономики и малого бизнеса;

- создание системы непрерывного и массового профессионального обучения кадров, всех работающих;

- совершенствование технологий управления персоналом.

Приоритетным направлением реализации кадровой политики РС (Я) является кадровое обеспечение государственной и муниципальной службы, как важнейшего механизма государственного управления.

В республике сложились основы и успешно взаимодействуют федеральная государственная служба и республиканская государственная служба, идет становление муниципальной службы. Однако еще нет целостности этой деятельности, она реализуется как служба в отдельном органе, недостаточны ее эффективность и общественный престиж. В кадровой политике в системе государственной и муниципальной службы наблюдается непоследовательность, низка эффективность ряда кадровых технологий.

Государственная кадровая политика призвана сыграть решающую роль в формировании высокопрофессионального, компактного, стабильного, оптимально сбалансированного аппарата государственных и муниципальных органов, способного последовательно и экономично обеспечивать реализацию функций государства, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества. Этому должны способствовать открытость государственной и муниципальной службы, их подконтрольность государству и обществу, высокая персональная ответственность каждого лица, занимающего государственную или муниципальную должность, замещение этих должностей квалифицированными и добросовестными кадрами, обладающими необходимыми качествами государственного и общественного служения.

Приоритетными направлениями кадровой политики в системе государственной службы являются:

- формирование эффективного механизма подбора и укрепления качественного состава государственных и муниципальных служащих;

- повышение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих;

- совершенствование программ подготовки и профессионального развития государственных и муниципальных служащих. Необходимо значительно активизировать работу республиканских органов власти с персоналом своих аппаратов, внедрение нового стиля его действий.

При реализации кадровой политики в органах государственной власти и управления необходимо обратить внимание на неукоснительное соблюдение действующего законодательства о государственной и муниципальной службе, на строгое исполнение на практике предусмотренных законом правовых норм, требований, технологий и процедур, недопущение формализма, бюрократизма и тем более - коррумпированности кадров.

Для качественного улучшения кадрового потенциала аппарата органов власти большое внимание должно быть уделено материальному фактору, достойной оплате труда персонала государственной службы, социальным гарантиям, их правовой и социальной защищенности, которые должны стимулировать эффективную деятельность государственных служащих, способствовать профессионально - квалификационному развитию и должностному росту.

Предстоит большая работа по кадровому обеспечению органов местного самоуправления, где муниципальная служба будет основана на единых с государственной службой принципах регулирования вопросов поступления на службу, ее прохождения, оплаты служебной деятельности, исчисления стажа, предоставления специальных гарантий и др.

Кадровая политика государства в реальном секторе экономики направлена на формирование в республике социальной рыночной экономики, превращение ее из преимущественно сырьевой в перерабатывающую природные ресурсы, более глубокую и всестороннюю интеграцию ее в экономику России и Азиатско-Тихоокеанского региона. Органы государственной власти и управления призваны регулировать весь спектр кадровых отношений в отраслях и на предприятиях, обеспечивать единые условия по формированию, развитию и рациональному использованию всех кадров и трудовых ресурсов республики.

- Необходимо уточнить предмет и разработать механизмы государственного регулирования кадровых процессов соответственно на государственных предприятиях, в акционерных обществах совместных форм собственности, в частнопредпринимательских структурах, в системе малого бизнеса. Оно не должно носить характера административного, тем более излишнего бюрократического вмешательства в решение кадровых вопросов, а должно быть более гибким, демократическим по механизмам и технологиям, основанным на принципе социального партнерства и взаимозаинтересованности;

- государство, его органы призваны создавать законодательно установленные гарантии и стабильные условия для деятельности всех самостоятельно хозяйствующих субъектов, их руководителей, взаимоотношений работодателей и работников, добиваясь баланса интересов личности, предпринимателя и государства, развития заинтересованности каждого субъекта в эффективном труде;

- разработать и реализовать республиканские и отраслевые программы (краткосрочные и долгосрочные - до 2010 г.) кадрового обеспечения ведущих и перспективных отраслей экономики, которые могут стать основой республиканского заказа на подготовку кадров;

- создать республиканскую и отраслевые системы мониторинга кадрового потенциала и прогнозирования потребностей в кадрах массовых профессий, специалистов, руководителей, их регионального и отраслевого использования.

Квалификация работников, соответствующая современным потребностям производства и стандартам рынка труда и услуг, является не только средством их защиты от безработицы, но и прямо влияет на инвестиционную привлекательность предприятий. Чем выше уровень подготовки работников, тем больше гарантий от безработицы и шансов для вторичной занятости. В ближайшей перспективе одним из важнейших приоритетов кадровой политики предприятий должна стать забота о повышении качественного состава работников, о росте их квалификации.

В настоящее время в республике имеется высококвалифицированный кадровый потенциал.

В период до 2010 г. в состав экономически активного населения, на учебу, на работу дополнительно придут более 212 тыс. человек 1984-1993 годов рождения. На сегодняшний день это самая многочисленная группа населения, от будущего социального благополучия которой зависит весь социальный климат республики на ближайшие 30-40 лет. За этот же период около 152 тыс. человек формально оставит активную экономическую жизнь, достигнув пенсионного (по российскому цензу) возраста. Весь народнохозяйственный комплекс республики, сеть образовательных учреждений разного уровня должны быть готовы к размещению и использованию нового человеческого потенциала.

Согласно Государственной программе развития образования 2001-2006 г.г. система подготовки кадров всех уровней - учебно-курсовые комбинаты крупных предприятий, ВУЗы, учреждения начального и среднего профессионального образования, сеть филиалов центральных ВУЗов и обучение по линии Департамента по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров при Президенте РС (Я) за ее пределами - могут до 2006 г. покрыть потребность в образовательных услугах указанного количества молодежи. Однако в части трудоустройства такая готовность отсутствует. В республике сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Перед республикой стоит триединая задача:

во-первых, подготовку специалистов поставить в жесткую зависимость от потребности производства и народного хозяйства в целом, тем самым должна быть поставлена задача "подготовки ради потребности", а не "подготовка ради подготовки";

во-вторых, необходимо ежегодно охватывать системой повышения квалификации не менее 1/5 всех работников, занятых в сфере трудовых отношений, т.е. около 95000 человек;

в-третьих, трудоустроить максимально возможное количество безработного населения, выпускников ВУЗов и ССУЗов.