(по данным Управлений Росрегистрации и Роснедвижимости
по Республике Саха (Якутия))
на 1 декабря 2007 г.
Показатели | Площадь | В процентном соотношении (%) |
1. Земельный фонд Республики Саха (Якутия), в том числе по видам собственности | 308 352,3 | 100 |
1.1. Российской Федерации | 2 326,8 <1> | 0,754 |
1.2. Республики Саха (Якутия) | 2 851,5 | 0,924 |
1.3. Муниципальных образований | 56,43 | 0,018 |
1.4. Граждан | 9,0 | 0,003 |
1.5. Юридических лиц | 4,5 | 0,001 |
2. Земли лесного фонда (федеральные в силу федерального законодательства) | 249 010,5 | 80,757 |
3. Земли водного фонда (федеральные в силу федерального законодательства) | 2 136,0 | 0,693 |
4. Неразграниченные земли | 51 957,57 | 16,85 |
________________
<1> - без учета земель лесного и водного фондов
Территория Республики Саха (Якутия) расположена в зоне распространения вечной мерзлоты, которая отличается большим своеобразием, неоднородностью и экстремальностью природно-климатических условий. Кроме того, необходимо принимать во внимание огромную площадь республики и большие расстояния между населенными пунктами, а также, в целом, особенности физико-географических условий на территории практически каждого муниципального образования. Все это в совокупности оказывает существенное влияние на формы и методы хозяйствования, на размещение производительных сил и должно учитываться при создании систем управления земельными ресурсами.
На сегодня рост объема сделок с землей приходится в основном только на земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения. Более 90% всех земельных платежей (земельного налога и арендной платы за земельные участки) поступает с земель населенных пунктов.
Исходя из информации по разграничению собственности на землю в Республике Саха (Якутия) следует, что оборот земли в республике недостаточно развит.
Несовершенство организации системы государственного земельного контроля создало условия для роста нарушений земельного законодательства. Особое место в ряде нарушений занимает использование земельных участков без надлежаще оформленной документации, что оставляет местные бюджеты без части доходов от аренды земель и земельного налога. Поселковые (наслежные) землеустроители, обладающие самой достоверной информацией о землепользователях, не являясь муниципальными служащими, не вправе участвовать в вопросах земельного контроля. Кроме того, на местах практически нет компетентных специалистов в области земельного законодательства.