Общим направлением в ценовой политике является обеспечение беспрепятственного развития рыночных отношений с одновременным сохранением государственного регулирования цен и тарифов на товары, продукцию и услуги первостепенной важности для жизнеобеспечения республики, производимые предприятиями - монополистами и предприятиями, занимающими доминирующее положение на рынке определенного товара, включая локальные рынки.
Основными направлениями в ценовой политике Республики Саха (Якутия), призванными обеспечить позитивные изменения в процессах ценообразования, являются:
переход от формирования тарифов по фактически достигнутым показателям к нормативному методу определения затрат;
внедрение в практику цен и тарифов, рассчитанных по эталонным (идеальным) техническим, технологическим и трудовым параметрам;
переход на формирование источников капитальных вложений в ценах и тарифах за счет средств, направляемых на обслуживание инвестиционных кредитов;
приоритетное включение в состав цен и тарифов мероприятий, направленных на снижение издержек производства и улучшение качества предоставления потребителям товаров, продукции и услуг;
обеспечение взаимосвязи фонда оплаты труда с показателями эффективности производства;
обеспечение взаимоувязки ценовой и инвестиционной политики;
обеспечение взаимоувязки ценовой политики с программой социально-экономического развития республики и отдельных предприятий, другими целевыми программами;
изменение политики ценообразования Республики Саха (Якутия) в связи с особенностями республики, обусловленными высокими затратами предприятий-производителей на транспортные расходы по завозу топливных, производственно-технических и других ресурсов;
постепенное сокращение размера убытков, возникающих в результате государственного регулирования цен и тарифов;
расширение методов регулирования цен и тарифов, постепенный переход к созданию системы согласованных цен;
развитие системы конкурсного отбора местных товаропроизводителей и внешних поставщиков по поставкам товаров, продукции и услуг, включая поставки по государственному (муниципальному) заказу;
ликвидация перекрестного субсидирования между видами продукции, товаров и услуг, реализуемых одной организацией, кроме случаев социальной необходимости;
постепенная ликвидация перекрестного субсидирования между категориями потребителей, в том числе:
сокращение количества категорий потребителей, пользующихся льготными тарифами на те или иные виды товаров, продукции и услуг, включая потребителей бюджетной сферы, сельского и жилищно-коммунального хозяйства;
предоставление льгот через адресную поддержку из бюджетов всех уровней, включая потребителей - юридических лиц;
гарантирование населению приемлемого уровня цен и тарифов на товары, продукцию и услуги первостепенной важности в рамках действующего законодательства;
защита производителей сельскохозяйственной продукции от монопольного занижения цен предприятиями-заготовителями продукции;
ослабление ценового регулирования и усиление бюджетного контроля за оказанием платных услуг организациями бюджетной сферы, кроме монопольных видов услуг сферы здравоохранения;
расширение тарифного меню для потребителей энергоснабжающих организаций, в том числе внедрение ставок по уровням напряжения, сезонам года и зонам суток, взаимоувязка тарифов для населения с нормами потребления и т.д.;
проведение мероприятий по повышению информированности потребителей о предстоящем изменении цен и тарифов.