6.1. Развитие системы государственного управления охраной окружающей природной среды и природопользованием
Обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей природной среды и использованием природных ресурсов, соответствующего рыночной экономике, предполагает следующее:
совершенствование и усиление роли государственной экологической экспертизы, включая экспертизу нормативно-правовых актов, проектов, технологий, материалов, веществ и программ;
четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и республиканскими органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды;
разграничение собственности на природные ресурсы между Российской Федерацией, Республикой Саха (Якутия), муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами;
обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного контроля потенциально опасных производств и видов деятельности, вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности;
разделение контролирующих, экспертных функций государственных органов в области охраны окружающей среды от хозяйственных функций;
внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду в масштабах эколого-экономических районов;
внедрение республиканского экологического нормирования природопользования;
развитие и поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации;
разработка и реализация целевых республиканских, местных и иных природоохранных программ;
укрепление материально-технической базы, повышение квалификации специалистов природоохранных служб;
создание законодательных и организационных условий института волонтерства, общественного экологического контроля, в т.ч. общественных инспекций;
принятие Экологического кодекса Республики Саха (Якутия).
6.2. Экономические и финансовые механизмы
Экономическое регулирование отношений в сфере производства, привлечение бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность для обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды включает:
создание государственного механизма стимулирования снижения негативной нагрузки на окружающую природную среду;
содействие развитию экологического аудита и страхования действующих предприятий;
создание условий для внедрения системы лизинга экологически безопасных промышленных товаров длительного пользования, в том числе для личных нужд;
совершенствование механизмов изменения форм собственности с учетом экологического фактора (учет прошлого экологического ущерба, обязательства по проведению реабилитационных мероприятий и др.);
совершенствование на конкурсной основе практики государственных заказов на природоохранную деятельность;
создание государственного механизма безусловной компенсации ущерба здоровью населения и окружающей среде в результате экологически опасной деятельности, в том числе при авариях и катастрофах;
предоставление республиканским производителям возможности получения сертификатов на соответствие международным стандартам;
формирование условий для стимулирования благотворительности;
обеспечение развития системы перераспределения бюджетных средств в целях сохранения ненарушенных экосистем, в том числе используемых малочисленными народами для традиционного хозяйствования;
развитие экологического, научного и бизнес-туризма;
создание законодательных и организационных условий для ликвидации или компенсации ущерба, причиненного экологическими правонарушениями и иными воздействиями на окружающую среду, природные объекты и здоровье людей, в натуральной форме;
восстановление республиканского экологического фонда;