Действующий

О концепции экологической безопасности Республики Саха (Якутия)

VI. Пути и средства реализации концепции

6.1. Развитие системы государственного управления охраной окружающей природной среды и природопользованием

Обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей природной среды и использованием природных ресурсов, соответствующего рыночной экономике, предполагает следующее:

совершенствование и усиление роли государственной экологической экспертизы, включая экспертизу нормативно-правовых актов, проектов, технологий, материалов, веществ и программ;

четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и республиканскими органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды;

разграничение собственности на природные ресурсы между Российской Федерацией, Республикой Саха (Якутия), муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами;

обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного контроля потенциально опасных производств и видов деятельности, вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности;

разделение контролирующих, экспертных функций государственных органов в области охраны окружающей среды от хозяйственных функций;

внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду в масштабах эколого-экономических районов;

внедрение республиканского экологического нормирования природопользования;

развитие и поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации;

разработка и реализация целевых республиканских, местных и иных природоохранных программ;

укрепление материально-технической базы, повышение квалификации специалистов природоохранных служб;

создание законодательных и организационных условий института волонтерства, общественного экологического контроля, в т.ч. общественных инспекций;

принятие Экологического кодекса Республики Саха (Якутия).

6.2. Экономические и финансовые механизмы

Экономическое регулирование отношений в сфере производства, привлечение бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность для обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды включает:

создание государственного механизма стимулирования снижения негативной нагрузки на окружающую природную среду;

содействие развитию экологического аудита и страхования действующих предприятий;

создание условий для внедрения системы лизинга экологически безопасных промышленных товаров длительного пользования, в том числе для личных нужд;

совершенствование механизмов изменения форм собственности с учетом экологического фактора (учет прошлого экологического ущерба, обязательства по проведению реабилитационных мероприятий и др.);

совершенствование на конкурсной основе практики государственных заказов на природоохранную деятельность;

создание государственного механизма безусловной компенсации ущерба здоровью населения и окружающей среде в результате экологически опасной деятельности, в том числе при авариях и катастрофах;

предоставление республиканским производителям возможности получения сертификатов на соответствие международным стандартам;

формирование условий для стимулирования благотворительности;

обеспечение развития системы перераспределения бюджетных средств в целях сохранения ненарушенных экосистем, в том числе используемых малочисленными народами для традиционного хозяйствования;

развитие экологического, научного и бизнес-туризма;

создание законодательных и организационных условий для ликвидации или компенсации ущерба, причиненного экологическими правонарушениями и иными воздействиями на окружающую среду, природные объекты и здоровье людей, в натуральной форме;

восстановление республиканского экологического фонда;