Первоначальными мерами реализации Концепции являются:
определение критериев и выявление зон и объектов экологической опасности;
инвентаризация хозяйственных объектов, представляющих угрозу для природной среды и человека;
разработка и внедрение системы мер по максимальному снижению степени риска возникновения экологически опасных ситуаций;
осуществление мер по сбалансированию производства, потребления и захоронения токсичных, пожароопасных, взрывчатых и радиоактивных продуктов и веществ, а также исключение или максимальное сокращение их перевозок;
планомерное отселение населения, проживающего в пределах санитарно-защитных зон;
проведение эколого-гигиенического картирования территории республики для выявления районов, наиболее неблагополучных по влиянию на здоровье населения;
развитие системы государственного и ведомственного экологического мониторинга окружающей среды;
внедрение на хозяйственных объектах средств ранней диагностики и аварийного выключения технологических процессов, а также автоматизированных средств надежности и оповещения;
разработка региональных схем предотвращения последствий вероятных экологически опасных ситуаций, предупреждения и ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий;
организация системы срочной экологической помощи;
принятие мер по заключению соглашений по вопросам обеспечения экологической безопасности с субъектами Российской Федерации, в первую очередь с теми, с территории которых поступают или могут поступать загрязнения в природную среду или оказываются другие вредные воздействия на природную среду и природные ресурсы республики;
внесение дополнений и изменений в строительные нормы и правила, регламентирующих размещение на территории республики потенциально опасных объектов, а также устанавливающих обязательность разработки в составе проектной документации мер по действиям в аварийных ситуациях;
введение обязательной паспортизации объектов природопользования;
усиление работы по предотвращению экологического и другого терроризма (усиление контроля карантинного, таможенного, пограничного, ввоза, перевозок, хранения и применения токсичных, радиоактивных, пожаровзрывоопасных веществ, биологических объектов, контроля почтовых отправлений).
В инструментарий обеспечения экологической безопасности входят государственное и местное управление, административно - экономические и административно-контрольные методы управления. В этой сфере на первом месте - государственный экологический контроль и государственная экологическая экспертиза.
Сегодня в преддверии экстенсивного освоения природных ресурсов Севера и Арктики Российской Федерации необходимо предпринять кардинальные меры по обеспечению устойчивого развития стратегического для судеб мира региона. Вместе с тем, к ближайшей перспективе вряд ли возможно одновременно обеспечить во всех регионах российской Арктики и Севера сохранение и улучшение качества окружающей среды, радикальную рационализацию использования природных ресурсов. Республика Саха (Якутия) по социально-экономическому и культурному развитию, по комплексу природно-климатических условий и государственному регулированию охраны окружающей среды и природопользования является одним из ведущих регионов Арктики и Севера Российской Федерации и вполне готова перейти к устойчивому развитию.
Реализация Концепции шаг за шагом будет способствовать переходу республики к устойчивому развитию, повышать экологическую безопасность человека и общества, позволит республике внести вклад в экологическую безопасность северного региона, Российской Федерации и Мира.
Текст документа сверен по:
рассылка