Недействующий

Кодекс о выборах, референдумах и отзыве выборных лиц

Статья 50. Проверка порядка выдвижения кандидатов, достоверности данных, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения кандидатов.


1. Избирательная комиссия, в обязанности которой входит регистрация кандидатов, до регистрации кандидатов обязана провести проверку соответствия порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего Кодекса, а также достоверности данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата.

2. По решению избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, других специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных в подписных листах. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, избирательные комиссии вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.

3. Проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании соответствующей избирательной комиссии. Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему округу, или их уполномоченные представители, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата. О времени проведения каждой жеребьевки и проверки подписных листов избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам. Избирательная комиссия не вправе отказать в присутствии при проверке иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком. Проверке подлежат все подписи в подписных листах, отобранных для проверки.

4. Проверке и учету не подлежат подписи и соответствующие им данные, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию, если это исключение ими специально оговорено.

5. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными.

6. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах. При этом не допускается вызов избирателей в избирательную комиссию.

7. Опрос проводится не менее чем двумя членами соответствующей либо нижестоящей избирательной комиссии путем личной беседы с избирателем, подпись которого проверяется.

8. Недостоверными считаются:

подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на день голосования, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недостоверной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссией;

подписи избирателей, не указавших все требующиеся сведения;

подписи, признанные недействительными на основании пункта 9 статьи 48 настоящего Кодекса;

подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом;

подписи, собранные до уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата и представления ей необходимых документов;

подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи избирателем и лицами, удостоверившими подписные листы, если это исправление не оговорено соответственно избирателем, лицом, удостоверившим подписные листы; все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи и кандидата, либо если эта подпись признана недостоверной.

9. Помарки, а также оговоренные при составлении подписного листа исправления не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлена ее недостоверность в соответствии с пунктами 5 и 8 настоящей статьи.

10. Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

11. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 15 процентов от числа проверенных подписей производится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей в указанном выше порядке.

12. В случае, если суммарное количество недостоверных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит более 15 процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктами 3 и 11 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится.

13. По окончании проверки подписных листов составляется протокол об итогах проверки по каждому кандидату, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. Копия протокола не менее чем за 12 часов до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока. В случае обнаружения недостаточного количества достоверных подписей избирателей или обнаружения недостоверных подписей в количестве, установленном в пункте 11 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой указываются основания признания подписей избирателей недостоверными с указанием номера папки, подписного листа и номера строки в подписном листе, в которых каждая из таких подписей содержится.

14. Кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, иное уполномоченное кандидатом лицо не могут быть лишены права дать членам рабочей группы и избирательной комиссии соответствующие объяснения по поводу найденных при проверке недостоверных подписей.