Недействующий

ЗАКОН

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 23 июля 2001 года N 34

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Принят

Государственным Советом

Чувашской Республики

12 июля 2001 года

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Закон Чувашской Республики от 18 октября 2004 г. N 35}

Признан утратившим силу Законом Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. N 68

Настоящий Закон регулирует порядок рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств, петиций и жалоб граждан (далее - обращения граждан) в органах государственной власти, органах местного самоуправления Чувашской Республики как важного средства реализации и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и органов местного самоуправления с населением, гарантии участия граждан в управлении делами государства и общества, восстановления нарушенных прав и свобод, законных интересов граждан и обеспечения социальной справедливости.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство об обращениях граждан


Законодательство об обращениях граждан основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Конституции Чувашской Республики, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики.

Статья 2. Право граждан на обращения


1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане (группа граждан) Российской Федерации имеют право обратиться лично, а также через своего законного представителя или адвоката в республиканские органы государственной власти, органы местного самоуправления, к их должностным лицам, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов.

Никто не вправе лишать или ограничивать право граждан на обращение.

В случае нарушения указанного права гражданин вправе обратиться в суд в установленном законом порядке.

2. При подаче обращения и его рассмотрении гражданин имеет право:

лично изложить свои доводы лицу, рассматривающему обращение; пользоваться услугами законного представителя, адвоката;

знакомиться с материалами проверки обращения и получить письменный или устный ответ на него;

с согласия должностного лица, рассматривающего обращение, присутствовать при его рассмотрении;

обжаловать принятое по обращению решение.

3. Обращения несовершеннолетних и недееспособных граждан рассматриваются с участием законных представителей или представителей органов опеки и попечительства.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие понятия:

1) предложение - обращение гражданина, направленное на улучшение деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, на решение вопросов экономической, политической, социально - культурной и других сфер деятельности государства и общества;

2) заявление - обращение гражданина по поводу реализации прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики;

3) жалоба - обращение гражданина по поводу неправомерных действий (бездействия), решений органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления Чувашской Республики, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, нарушивших его права и свободы;

{пункт 3 в редакции Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 г. N 35}

4) ходатайство - письменное обращение гражданина с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих;

5) петиция - коллективное обращение граждан в органы государственной власти Чувашской Республики о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения законодательства;

6) коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на организованном в установленном законом порядке митинге или собрании и подписанное их организаторами;

7) заявитель - гражданин, коллектив или правомочный его орган, подавший обращение в установленном порядке;

8) повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица (группы лиц) по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный законодательством для рассмотрения данного обращения срок или обратившийся не согласен с принятым по его обращению решением.

Статья 4. Основные принципы в работе с обращениями граждан


Основными принципами деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по рассмотрению обращений граждан являются:

1) обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их пола, возраста, национальности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

2) защита прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка;

3) своевременность и объективность рассмотрения обращений граждан;

4) обоснованность и мотивированность принимаемых по обращениям граждан решений.

Статья 5. Пределы действия настоящего Закона


Действие настоящего Закона распространяется на все обращения, кроме:

1) обращений по вопросам изобретений, открытий, рационализаторских предложений, порядок рассмотрения которых регулируется отраслевым законодательством Российской Федерации;

2) обращений, которые рассматриваются в порядке конституционного, уголовного, гражданского, арбитражного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях;

3) обращений, вытекающих из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, регулируемых нормами федерального законодательства, а также их уставами и положениями;

4) запросов в архивы;

5) обращений, по которым законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики предусматривается иной порядок их рассмотрения;

6) обращений анонимного характера.

Статья 6. Язык производства при рассмотрении обращений граждан


1. Делопроизводство по обращениям граждан на территории Чувашской Республики осуществляется на русском либо на чувашском языках - государственных языках Чувашской Республики.

2. Граждане (гражданин) могут излагать свое обращение, давать объяснения на родном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Статья 7. Подведомственность рассмотрения обращений граждан


1. Граждане подают свои обращения в органы государственной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления и адресуют тем должностным лицам, к непосредственной компетенции которых относится их рассмотрение.

2. В том случае, если обращения неподведомственны органу государственной власти Чувашской Республики, органу местного самоуправления или должностному лицу, они адресуются в пятидневный срок тому органу государственной власти, органу местного самоуправления Чувашской Республики или должностному лицу, к компетенции которых относится решение поставленных в них вопросов. Обратившимся лицам в таком случае при личном приеме или в письменном ответе сообщается, кому направлены на рассмотрение их обращения.

3. Запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам государственной власти Чувашской Республики, органам местного самоуправления или должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются.

4. Возникающие споры о подведомственности обращений граждан рассматриваются вышестоящим органом государственной власти, должностным лицом либо в судебном порядке.

Глава II. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Статья 8. Обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по рассмотрению обращений граждан


Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления Чувашской Республики, их должностные лица при рассмотрении обращений граждан в пределах своей компетенции обязаны:

а) обеспечить регистрацию видов обращений в течение суток со дня их поступления;

б) рассмотреть обращения в установленные настоящим Законом сроки;

в) обеспечить необходимые условия для рассмотрения и разрешения обращений, в случае необходимости истребовать нужные документы, направить работников на места для проверки, принять другие меры для объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения вопроса, выявления и устранения причин и условий, порождающих обоснованные жалобы;

г) по итогам рассмотрения обращения принять законное, обоснованное и мотивированное решение, обеспечить его своевременное и правильное исполнение, отменить или изменить решение в пределах своей компетенции или поставить вопрос перед компетентными органами об отмене или изменении решения, нарушающего права и законные интересы заявителя или других лиц. В случае неудовлетворения требований, изложенных в обращении, довести до сведения заявителя мотивы отказа, а также указать возможный порядок обжалования принятого по обращению решения;

д) сообщить заявителю в письменной или устной форме о результатах рассмотрения обращения и принятом по нему решении. Ответ дается руководителем или его заместителем, правомочным принять решение по существу обращения;

е) систематически анализировать и обобщать обращения, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного установления и устранения причин, порождающих нарушения прав и свобод граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы органов государственной власти и органов местного самоуправления;

ж) руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления несут персональную ответственность за организацию личного приема граждан и рассмотрение поступающих обращений.

Статья 9. Письменные обращения граждан


1. Письменные обращения граждан должны содержать наименование и адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа обращения, фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, контактные телефоны, дату и личную подпись.

2. Обращения, в которых отсутствуют фамилия, адрес и личная подпись считаются анонимными и не подлежат рассмотрению. Анонимные обращения граждан, извещающие о совершении преступления, проверяются в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 10. Устные обращения граждан


1. Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них сведения и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны или установлены.

2. Устные обращения регистрируются немедленно по поступлении и в случае необходимости ставятся на контроль органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшим дело по обращению к производству.

3. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.

4. В отдельных случаях, ввиду сложного характера поставленных в обращениях вопросов или необходимости дополнительной проверки изложенных в них фактов, должностные лица дают соответствующие поручения в порядке подчиненности.

5. Результаты рассмотрения устных обращений доводятся до сведения заинтересованных лиц в установленном настоящим Законом порядке.

Статья 11. Неразглашение сведений, ставших известными органам государственной власти и органам местного самоуправления либо должностным лицам в связи с рассмотрением обращений граждан


1. При рассмотрении обращений граждан запрещается использование и распространение сведений о частной жизни граждан без их согласия.

{Пункт 2 признан утратившим силу Законом Чувашской Республики от 18 октября 2004 г. N 35}

Статья 12. Проведение проверок по обращениям граждан


1. Для объективности и полноты рассмотрения обращений граждан органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица могут принимать решения о проведении проверок и целесообразности привлечения к их проведению специалистов.

2. По окончании проверок обратившимся гражданам, а в случае проверок по жалобам - также лицам, чьи действия (бездействие) или решения обжалуются, по их требованию предоставляется возможность знакомиться с проверочными материалами в той мере, в которой это не затрагивает прав других граждан и не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Чувашской Республики, законам Чувашской Республики.

Статья 13. Личный прием граждан


1. Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны проводить личный прием граждан не реже одного раза в месяц.

2. Личный прием граждан проводится в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы.

3. Устное или письменное обращение гражданина, переданное при личном приеме, должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

Статья 14. Особенности рассмотрения некоторых видов обращений граждан


1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица могут устанавливать сокращенные сроки рассмотрения обращения отдельных категорий граждан.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»