1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
2. Плата за природные ресурсы взимается с юридических и физических лиц, включая иностранных, использующих природные ресурсы.
3. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес, растительный и животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
- за право пользованием природными ресурсами (объектами) в пределах установленных лимитов;
- на воспроизводство и охрану природных ресурсов;
- за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов.
4. Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником (распорядителем) природных ресурсов и их пользователем.
Нормативы платы за право пользования природными ресурсами устанавливаются Правительством Российской Федерации. Совет Министров Республики Хакасия разрабатывает и внедряет дифференцированные ставки платы за использование природных ресурсов.
Платежи за право пользования природными ресурсами поступают в бюджет района (города), на территории которых осуществляется пользование (изъятие) природными ресурсами, а также в бюджет Республики Хакасия и республиканский бюджет Российской Федерации в долях, определяемыми Правительствами Российской Федерации и Республики Хакасия.
Порядок взимания платы, льготы и направления использования средств, образуемых от данных платежей, определяется Верховным Советом Российской Федерации, Верховным Советом Республики Хакасия, Правительством Российской Федерации, Советом Министров Республики Хакасия и соответствующими Советами народных депутатов в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами.
Освобождается от платежей за право пользования природными ресурсами собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке природопользование на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд.
5. Плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов при использовании их в пределах лимитов являются формой возмещения пользователями бюджетных и внебюджетных ассигнований или затрат специализированных, хозрасчетных организаций на осуществление указанной деятельности. Предприятия - природопользователи самостоятельно осуществляющие указанную деятельность, полностью или частично освобождаются от данной платы.
Нормативы платы на воспроизводство и охрану возобновляемых природных ресурсов определяются исходя из затрат, предусмотренных федеральными, республиканскими и региональными программами на восстановление и охрану природных ресурсов или иными природоохранительными мероприятиями.
Нормативы платы на воспроизводство и охрану природных ресурсов состоят из минимальной ставки и региональной надбавки (дифференцированной ставки платы).
Минимальные ставки платы на воспроизводство и охрану природных ресурсов определяются исходя из затрат, предусмотренных федеральными программами восстановления и охраны природных ресурсов и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Региональные надбавки к минимальным ставкам платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов устанавливаются органами исполнительной власти Республики Хакасия, исходя из необходимости финансирования дополнительных мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов на соответствующих территориях.
Порядок распределения и использования средств, поступающих от платежей по региональным надбавкам, определяются решением органов государственной власти Республики Хакасия.
Вопросы компенсаций затрат, связанных с воспроизводством и охраной природных ресурсов межрегионального значения решаются на договорной основе.
Плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов поступает на специальные счета органов управления природными ресурсами и образует внебюджетные республиканские и территориальные фонды охраны и воспроизводства соответствующих видов природных ресурсов.
6. Плата за сверхлимитное использование природных ресурсов устанавливается в кратном размере, по отношению к нормативу платы на воспроизводство и охрану и направляется на соответствующий ресурсный счет.
7. Совет Министров Республики Хакасия может индексировать нормативы платы за природные ресурсы в зависимости от изменения стоимости оборудования, сырья, материалов, других факторов влияющих на изменения затрат, связанных с проведением мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов Республики Хакасия.
8. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:
- выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
- выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);
- выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия сверх установленных лимитов.
9. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия перечисляется предприятием, учреждением, организацией в бесспорном порядке: 90 процентов - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов; 10 процентов - в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.
10. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.
11. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.