Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

от 09 июня 1993 года N 22

ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

(с изменениями от 29.10.1997 г. Закон Республики Хакасия N 15)

(с изменениями от 14.06.2001 г. Закон Республики Хакасия N 27)

(с изменениями от 15.03.2004 г. Закон Республики Хакасия N 17, НГР RU 19000200400046) Утратил силу Законом Республики Хакасия от 07.07.2004 г. N 44, НГР RU 19000200400118
 РАЗДЕЛ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Природа Республики Хакасия и ее богатства являются достоянием народов, проживающих на ее территории, естественной основой социально-экономического развития, источником духовного и физического здоровья.

Настоящий Закон в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка, обеспечению экологической безопасности на территории Республики Хакасия.

Историко-культурное наследие Республики Хакасия, представленное ценнейшими археологическими объектами (курганы, древние поселения, крепостные валы, писаницы, наскальные рисунки) в сочетании с экологическими природными объектами, сформулировали гармоничные взаимоотношения этносов, человека и систему культов в природе, составляющие духовный аспект взаимодействия человека с природой, непосредственно влияющий на взаимоотношения материальные.

Уникальные природные и ландшафтно-исторические комплексы лишь в малой степени защищены Российским законодательством.

Статья 1. Задачи природоохранительного законодательства Республики Хакасия


Задачи природоохранительного законодательства Республики Хакасия являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью:

- сохранения природных богатств и окружающей природной среды;

- предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;

- оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды;

- соблюдение приоритета социально-экологических интересов перед экономическими;

- использование экономических методов взаимоотношений в природопользовании и охране окружающей природной среды;

- укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущего поколения людей.

Статья 2. Система природоохранительного законодательства Республики Хакасия


Природоохранительное законодательство Республики Хакасия основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федеративного договора, Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды " и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других законодательных актов.

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей природной среды


При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, Советы народных депутатов, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Республики Хакасия, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:

- приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

- научно-обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

- рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущении необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

- неукоснительным соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

- осуществление хозяйственной и природоохранительной деятельности с учетом особой уязвимости природных комплексов под воздействием природно-климатических и географических особенностей республики;

- внедрением в практику единой системы государственного экологического контроля;

- гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

- международным и межрегиональным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.

Статья 4. Объекты охраны окружающей природной среды


1. Охране от загрязнений, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Республики Хакасия подлежат:

- естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

- земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

2. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания, курортные и лечебно-оздоровительные зоны, объекты культурно-исторического наследия.

Статья 5. Компетенция Верховного Совета и Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды


К исключительной компетенции Верховного Совета и Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды относятся все полномочия, определенные Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".

Статья 6. Компетенция Верховного Совета Республики Хакасия в области охраны окружающей природной среды


К компетенции Верховного Совета Республики Хакасия в регулировании отношений в области охраны окружающей природной среды относятся:

- определение основных направлений политики Республики Хакасия в области охраны окружающей природной среды;

- утверждение республиканских экологических программ;

- правовое регулирование отношений в области охраны окружающей природной среды;

- утверждение положений об аренде, лицензировании, о государственном контроле;

- правовое регулирование пользования землей, недрами, водами, лесами и иной растительностью, животным миром, размещение, переработка, захоронение (складирование) высокотоксичных и радиационных отходов;

Статья 7. Компетенция Совета Министров Республики Хакасия в области охраны окружающей природной среды


К компетенции Совета Министров Республики Хакасия относятся:

- комплексные управления в области охраны окружающей природной среды в Республике Хакасия, проведение единой научно-технической и экологической политики по вопросам использования природных ресурсов, координации деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций в этой области;

- организация мониторинга окружающей природной среды, создание и обеспечение службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды;

- участие в разработке государственных, межгосударственных и региональных экологических программ и их реализация;

- учет и оценка природных ресурсов, ведения кадастров природных ресурсов Республики Хакасия, управление природно-заповедным фондом Хакасии, ведение Красной книги республики, организация природно-заповедного дела;

- организация системы всеобщего, непрерывного экологического воспитания и образования;

- координация работ других специально уполномоченных на то органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды;

- осуществление межрегионального и международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, изучения, обобщение и распространение опыта;

- разработка для рассмотрения и утверждения в Верховном Совете и Совете Министров Республики Хакасия предложений по правовому регулированию использования всех видов природных ресурсов;

- разработка и внедрение дифференцированных ставок платы за использование природных ресурсов, положений об аренде, лицензировании, о государственном контроле;

- финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранительных программ;

- содействия деятельности общественных природоохранительных организаций, оказание им правовой и финансовой помощи, привлечение их к выработке тех или иных природоохранительных программ и документов.

Статья 8. Компетенция Государственного комитета экологии и природных ресурсов Республики Хакасия


Государственный комитет экологии и природных ресурсов Республики Хакасия (Госкомэкологии Республики Хакасия) входит в структуру Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и является специально уполномоченным органом Государственного контроля в области охраны окружающей природной среды на территории Республики Хакасия. К компетенции Госкомэкологии Республики Хакасия относятся:

- государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, природных ресурсов, особо охраняемых территорий и объектов, а также за соблюдением норм экологической безопасности;

- осуществление государственной экологической экспертизы;

- лицензирование техники, материалов, видов продукции, определение их экологической безопасности;

- утверждение экологических нормативов природопользования на территории Республики Хакасия;

- получение бесплатно от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций экологической информации;

обеспечение экологической информацией населения;

- выдача разрешений на захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в соответствии с законодательством Республики Хакасия;

- ограничение или приостановление деятельности предприятий и иных объектов независимо от форм собственности и подчинения, если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранительного законодательства, превышением лимитов и квот на использование природных ресурсов с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

- предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранительного законодательства;

- составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и использовании природных ресурсов;

- координация деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды.

Статья 9. Компетенция государственных органов управления и контроля за использованием природных ресурсов


Компетенция государственных органов управления и контроля за использованием природных ресурсов определяется законодательными актами Российской Федерации и Республики Хакасия, а также положениями об этих органах, утверждаемых в установленном порядке.

Статья 10. Компетенция органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды


К компетенции органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды относятся:

- определение основных направлений охраны окружающей природной среды города (района), разработка экологических программ;

- учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов подведомственной территории;

- учет и оценка объемов отходов производства на объектах, расположенных на подведомственной территории, независимо от формы собственности и подчинения;

- планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранительных мероприятий;

- координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности и подчинения;

- организация экологической экспертизы проектов, государственного экологического контроля за состоянием окружающей природной среды;

- выдача разрешений на отдельные виды природопользования в соответствии с действующим законодательством;

- заключение договоров на природопользование в соответствии с действующим законодательством;

- принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности;

- разрешение споров в области охраны окружающей природной среды;

- организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий и объектов;

- экологическое воспитание, образование, просвещение;

- обеспечение населения необходимой экологической информацией, решение других вопросов охраны окружающей природной среды, отнесенных к компетенции местных Советов народных депутатов и местной администрации в соответствии с Законом Российской Федерации и Республики Хакасия "О местном самоуправлении".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»