ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
от 09 июня 1993 года N 22
ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
(с изменениями от 29.10.1997 г. Закон Республики Хакасия N 15)
(с изменениями от 14.06.2001 г. Закон Республики Хакасия N 27)
(с изменениями от 15.03.2004 г. Закон Республики Хакасия N 17, НГР RU 19000200400046) Утратил силу Законом Республики Хакасия от 07.07.2004 г. N 44, НГР RU 19000200400118
РАЗДЕЛ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Природа Республики Хакасия и ее богатства являются достоянием народов, проживающих на ее территории, естественной основой социально-экономического развития, источником духовного и физического здоровья.
Настоящий Закон в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка, обеспечению экологической безопасности на территории Республики Хакасия.
Историко-культурное наследие Республики Хакасия, представленное ценнейшими археологическими объектами (курганы, древние поселения, крепостные валы, писаницы, наскальные рисунки) в сочетании с экологическими природными объектами, сформулировали гармоничные взаимоотношения этносов, человека и систему культов в природе, составляющие духовный аспект взаимодействия человека с природой, непосредственно влияющий на взаимоотношения материальные.
Уникальные природные и ландшафтно-исторические комплексы лишь в малой степени защищены Российским законодательством.
Задачи природоохранительного законодательства Республики Хакасия являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью:
- сохранения природных богатств и окружающей природной среды;
- предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
- оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды;
- соблюдение приоритета социально-экологических интересов перед экономическими;
- использование экономических методов взаимоотношений в природопользовании и охране окружающей природной среды;
- укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущего поколения людей.
Природоохранительное законодательство Республики Хакасия основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федеративного договора, Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды " и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других законодательных актов.
При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, Советы народных депутатов, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Республики Хакасия, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:
- приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
- научно-обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
- рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущении необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
- неукоснительным соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;
- осуществление хозяйственной и природоохранительной деятельности с учетом особой уязвимости природных комплексов под воздействием природно-климатических и географических особенностей республики;
- внедрением в практику единой системы государственного экологического контроля;
- гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;
- международным и межрегиональным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.
1. Охране от загрязнений, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Республики Хакасия подлежат:
- естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
- земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.
2. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания, курортные и лечебно-оздоровительные зоны, объекты культурно-исторического наследия.
К исключительной компетенции Верховного Совета и Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды относятся все полномочия, определенные Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
К компетенции Верховного Совета Республики Хакасия в регулировании отношений в области охраны окружающей природной среды относятся:
- определение основных направлений политики Республики Хакасия в области охраны окружающей природной среды;
- утверждение республиканских экологических программ;
- правовое регулирование отношений в области охраны окружающей природной среды;
- утверждение положений об аренде, лицензировании, о государственном контроле;
- правовое регулирование пользования землей, недрами, водами, лесами и иной растительностью, животным миром, размещение, переработка, захоронение (складирование) высокотоксичных и радиационных отходов;
К компетенции Совета Министров Республики Хакасия относятся:
- комплексные управления в области охраны окружающей природной среды в Республике Хакасия, проведение единой научно-технической и экологической политики по вопросам использования природных ресурсов, координации деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций в этой области;
- организация мониторинга окружающей природной среды, создание и обеспечение службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды;
- участие в разработке государственных, межгосударственных и региональных экологических программ и их реализация;
- учет и оценка природных ресурсов, ведения кадастров природных ресурсов Республики Хакасия, управление природно-заповедным фондом Хакасии, ведение Красной книги республики, организация природно-заповедного дела;
- организация системы всеобщего, непрерывного экологического воспитания и образования;
- координация работ других специально уполномоченных на то органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды;
- осуществление межрегионального и международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, изучения, обобщение и распространение опыта;
- разработка для рассмотрения и утверждения в Верховном Совете и Совете Министров Республики Хакасия предложений по правовому регулированию использования всех видов природных ресурсов;
- разработка и внедрение дифференцированных ставок платы за использование природных ресурсов, положений об аренде, лицензировании, о государственном контроле;
- финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранительных программ;
- содействия деятельности общественных природоохранительных организаций, оказание им правовой и финансовой помощи, привлечение их к выработке тех или иных природоохранительных программ и документов.
Государственный комитет экологии и природных ресурсов Республики Хакасия (Госкомэкологии Республики Хакасия) входит в структуру Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и является специально уполномоченным органом Государственного контроля в области охраны окружающей природной среды на территории Республики Хакасия. К компетенции Госкомэкологии Республики Хакасия относятся:
- государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, природных ресурсов, особо охраняемых территорий и объектов, а также за соблюдением норм экологической безопасности;
- осуществление государственной экологической экспертизы;
- лицензирование техники, материалов, видов продукции, определение их экологической безопасности;
- утверждение экологических нормативов природопользования на территории Республики Хакасия;
- получение бесплатно от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций экологической информации;
обеспечение экологической информацией населения;
- выдача разрешений на захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в соответствии с законодательством Республики Хакасия;
- ограничение или приостановление деятельности предприятий и иных объектов независимо от форм собственности и подчинения, если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранительного законодательства, превышением лимитов и квот на использование природных ресурсов с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранительного законодательства;
- составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и использовании природных ресурсов;
- координация деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды.
Компетенция государственных органов управления и контроля за использованием природных ресурсов определяется законодательными актами Российской Федерации и Республики Хакасия, а также положениями об этих органах, утверждаемых в установленном порядке.
К компетенции органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды относятся:
- определение основных направлений охраны окружающей природной среды города (района), разработка экологических программ;
- учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов подведомственной территории;
- учет и оценка объемов отходов производства на объектах, расположенных на подведомственной территории, независимо от формы собственности и подчинения;
- планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранительных мероприятий;
- координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности и подчинения;
- организация экологической экспертизы проектов, государственного экологического контроля за состоянием окружающей природной среды;
- выдача разрешений на отдельные виды природопользования в соответствии с действующим законодательством;
- заключение договоров на природопользование в соответствии с действующим законодательством;
- принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности;
- разрешение споров в области охраны окружающей природной среды;
- организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий и объектов;
- экологическое воспитание, образование, просвещение;
- обеспечение населения необходимой экологической информацией, решение других вопросов охраны окружающей природной среды, отнесенных к компетенции местных Советов народных депутатов и местной администрации в соответствии с Законом Российской Федерации и Республики Хакасия "О местном самоуправлении".