____________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Хакасия от 10 мая 2001 года N 21
_____________________________
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы занятости населения, а также гарантии государства по реализации права граждан, постоянно проживающих* на территории Российской Федерации или имеющих гражданство Российской Федерации.
________________
* Шесть месяцев и более, если иное не определено законодательством
1. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и Республики Хакасия и приносящая им заработок (трудовой доход)**.
________________
** Далее - заработок.
2. Занятые граждане:
- работающие по найму и получающие за свою работу плату, вне зависимости от продолжительности рабочего дня и недели, и от категории работодателя, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);
- временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой; предприниматели; граждане, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, прикладным искусством; фермеры, граждане, вышедшие из колхозов с наделами земли и основных фондов; члены кооперативов и других организационно-правовых форм предприятий; граждане, занятые на подсобных промыслах;
- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- проходящие службу в Вооруженных силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;
- трудоспособные граждане, обучающиеся во всех видах очных учебных заведений, в том числе по направлению службы занятости.
3. Уволенные по любым основаниям граждане - уволенные (высвобожденные с предприятий, из учреждений, организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией, осуществлением мероприятий в связи с сокращением численности (штатов), а также уволенные по иным причинам, предусмотренным трудовым законодательством.
4. Ищущие работу и готовые приступить к ней - граждане, зарегистрированные в государственной службе занятости населения и готовые по ее предложению приступить к выполнению производственных обязанностей немедленно (в тот же день, когда сделано предложение или, в случае особых обстоятельств, в течение трех дней со дня получения предложения).
5. Способные трудиться - граждане, не имеющие медицинских или иных противопоказаний к выполнению обычных производственных обязанностей.
6. Ищущие работу впервые - граждане, закончившие обучение во всех видах учебных заведений и не имевшие ранее оплачиваемой работы.
7. Стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - граждане, имевшие ранее оплачиваемую работу и прервавшие по каким-либо причинам трудовые отношения с работодателем.
8. Граждане, особо нуждающиеся в социальной защите:
- молодежь, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; лица предпенсионного возраста; инвалиды; лица продолжительное время не имеющие работы; лица, освобожденные из учреждений, исполняющие наказание или осуществляющие принудительное лечение по решению суда; беженцы, вынужденные переселенцы; беременные, воины-интернационалисты.
9. Безработные граждане - трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. При этом не учитываются оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и среднего заработка работникам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата.
10. Подходящая работа - такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется решением местного Совета народных депутатов.
Для лиц, уволенных с предыдущего места работы вследствие недостаточной квалификации, а также получивших не менее двух отказов в приеме на работу по направлению службы занятости по тому же основанию, подходящей является работа с учетом профессии (специальности) работника, но более низкой квалификации.
Любая оплачиваемая работа, в том числе и временная, считается подходящей для следующей категории граждан:
- впервые ищущих работу (никогда не работавших и (или) не имеющих профессии (специальности);
- отказавшихся от предложения профессионального обучения, сделанного службой занятости после окончания первоначального (двенадцатимесячного) периода безработицы;
- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию или получить новую (смежную) профессию (специальность) после трехгодичного перерыва в работе;
- получивших не менее трех отказов в приеме на работу по направлению службы занятости вследствие недостаточной квалификации.
11. Не подходящей является работа:
- связанная с переменой места жительства без согласия гражданина;
- предлагаемый заработок по которой ниже среднего заработка гражданина за последние два месяца его работы или ниже среднего заработка по республике, если заработок гражданина превышал средний заработок по республике;
- общественные работы;
- условия труда на которой не соответствуют правилам и нормам по охране труда.
12. Работодатель - собственник, предприниматель, руководитель предприятия, учреждения, организации или уполномоченное им лицо, привлекающий для выполнения производственных функций наемных работников.
13. Массовое высвобождение - увольнение работников по инициативе администрации предприятий, учреждений, организаций в результате ликвидации, реорганизации или иного существенного сокращения численности (штата) за определенный календарный период.
Критерии массового высвобождения устанавливаются в зависимости от ситуации на региональном рынке труда решением Правительства Республики Хакасия.
14. Иждивенцы - нетрудоспособные члены семьи безработного, находящиеся на полном его содержании или получающие от него помощь, являющуюся для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дня с момента предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При этом гражданин признается безработным со дня предъявления указанных документов.
Безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия, кроме граждан, получающих пенсию по инвалидности 3 группы;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в службе занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (одно и то же место учебы) дважды.
Гражданин, который в установленном порядке не признан безработным, приобретает право на повторное обращение в службу занятости для регистрации в целях поиска подходящей работы через две недели.
1. Государственные органы власти и управления республики обеспечивают проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободную занятость.
2. Государственная политика в области занятости населения направлена на:
- обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Республики Хакасия, независимо от национальности, пола, возраста, социального происхождения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на труд и свободный выбор занятости;
- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;
- соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан в выборе вида занятости;
- обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- сочетание самостоятельности местных Советов народных депутатов в обеспечении занятости населения с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении важнейших проблем в этой области;
- координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции;
- поощрение работодателей, создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих затруднения в поиске работы;
- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов Российской Федерации и Республики Хакасия, их организаций, ассоциаций (союзов) предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения;
- обеспечение занятости в местах компактного проживания коренного населения Республики Хакасия с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности, а также исторически сложившихся видов занятости;
- сотрудничество в решении проблем занятости с другими регионами Российской Федерации по вопросам, связанным с трудовой деятельностью граждан Республики Хакасия за ее пределами и граждан Российской Федерации на территории Хакасии.
1. Отношения в сфере занятости населения регулируются настоящим Законом, Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и законодательством Российской Федерации о труде и издаваемыми в соответствии с ними законодательными актами, а также специальными законодательными актами, определяющими государственную политику в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в социальной защите.
2. Законодательство о занятости населения распространяется также на постоянно проживающих на территории республики иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не вытекает из законодательных актов Республики Хакасия, законодательства Российской Федерации или не предусмотрено международными (межреспубликанскими) договорами Российской Федерации.
1. К ведению Республики Хакасия в лице ее государственных органов власти и управления относятся:
- определение и реализация с участием местных Советов народных депутатов основных направлений государственной политики в области занятости населения на территории Республики Хакасия;
- взаимодействие с органами государственной власти и управления Российской Федерации по вопросам занятости, определение нормативов социальной и экономической защищенности граждан, проживающих на территории Республики Хакасия, от безработицы; участие в разработке федеральных программ в этой сфере;
- решение в полном объеме вопросов, связанных с разработкой и осуществлением политики занятости населения с учетом национальных, хозяйственных и культурных особенностей, обеспечение реализации прав граждан, предусмотренных настоящим законом и другими законодательными и нормативными актами;
- разработка и утверждение республиканских программ в сфере занятости населения.
2. Решениями городских и районных Советов народных депутатов могут предусматриваться иные, не противоречащие настоящему закону, условия и порядок выплаты пособия по безработице за счет средств соответствующих бюджетов. Коллективными договорами (соглашениями) могут предусматриваться условия, порядок и размеры образования страховых фондов для материальной поддержки лиц, потерявших работу.
3. В случае массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве, городские и районные Советы народных депутатов по предложению службы занятости и соответствующих профсоюзных органов могут приостановить на срок до шести месяцев решение о высвобождении или принимать решение о проведении поэтапного высвобождения работников в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств городских и районных Советов народных депутатов
Конкретные сроки приостановки массового высвобождения определяются решением городских и районных Советов народных депутатов в зависимости от уровня безработицы на соответствующей территории в пределах, установленных Правительством Российской Федерации и Республики Хакасия.
Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду.
Граждане имеют право на свободный выбор места работы путем прямого обращения на предприятия, в учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и к другим работодателям или через бесплатное посредничество государственной службы занятости.
Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности.
Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта, соглашения) между работодателями и гражданином, устраивающимся на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов) при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде.