ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
от 6 мая 1993 года N 19
О земельной реформе
____________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Хакасия от 26 марта 2001 года N 8
______________________________________
Земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории Республики Хакасия. В ходе реформы осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений, ассоциаций и товариществ с закреплением их прав на землю в порядке, установленном законодательством Республики Хакасия и Российской Федерации.
Проведение земельной реформы в Республике Хакасия возлагается на местные Советы народных депутатов, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Республики Хакасия и его органы на местах совместно с Министерством сельского хозяйства. Государственным комитетом лесного хозяйства с участием других заинтересованных министерств и ведомств.
На Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Республики Хакасия возлагается землеустроительная, организационная, контрольная и консультативная функции по проведению земельной реформы.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Декларацией об основных правах, полномочиях и обязательствах Республики Хакасия земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории Республики Хакасия. Владение, пользование и распоряжение указанными природными богатствами регулируются законами Республики Хакасия и Российской Федерации, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.
Земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции предоставляются республикой в пользование, владение и собственность. Изъятие земельных участков, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Хакасия и Российской Федерации, не допускается.
В собственность, пользование, в том числе аренду, не передаются земли: природоохранные, заказников, заповедников, имеющие историческую, археологическую ценность общенародного пользования, а также являющиеся местами культового поклонения коренного народа Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
Республика Хакасия содействует развитию всех форм сельскохозяйственного производства: колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций, подтверждает многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой и других форм собственности. Монополия государства на землю на территории Республики Хакасия отменяется.
Исходя из общественных интересов, Республика Хакасия устанавливает предельные размеры земельных участков. Землепользователи обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.
В государственную собственность Республики Хакасия закрепляются земли под объектами, принадлежащими Республике Хакасия.
Земли, находящиеся в собственности Республики Хакасия, могут предоставляться объектам Российской Федерации на условиях и в порядке, устанавливаемых договором между ними и законодательством Республики Хакасия.
В частную собственность граждан в городах, поселках и сельской местности могут передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также под индивидуальные жилые дома, гаражи и хозяйственные постройки.
Возврат земельных участков бывшим собственникам и их наследникам не допускается. Они могут получить земельные участки в собственность на общих основаниях.
Иностранным гражданам земельные участки в собственность не передаются.
Колхозам, другим кооперативным и сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов, и других государственных сельскохозяйственных предприятий, земельные участки могут передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.
Каждый член коллектива при выходе из него с целью организации крестьянского хозяйства имеет право получить свою долю в виде земельного участка.
Гражданам для ведения коллективного садоводства, огородничества и животноводства земельные участки могут передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.
Для ведения крестьянского хозяйства, осуществления предпринимательской деятельности, и равно при приватизации государственных и муниципальных предприятий земельные участки предоставляются гражданам, их объединениям и юридическим лицам во владение, пользование или собственность с учетом их желания.
Государственным предприятиям, организациям, учреждениям земельные участки предоставляются в пользование, в том числе аренду.
До юридического закрепления земельных участков в собственность, владение, пользование, в том числе аренду за гражданами, которым земельные участки были предоставлены для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дач и гаражей сохраняется ранее установленное право пользования земельными участками.
За предприятиями, учреждениями, организациями установленное право пользования земельными участками сохраняется до 1 июля 1993 года.
При проведении земельной реформы передача земли в собственность гражданам производится Советами народных депутатов за плату и бесплатно.
Для крестьянского хозяйства земля передается в собственность гражданам бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе, в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе.
Дополнительная площадь для ведения крестьянского хозяйства до предельных норм, устанавливаемых в Республике Хакасия, может быть получена за плату. Настоящий порядок распространяется и на случаи образования коллективно-долевой собственности на землю.
Для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного и гаражного строительства земельные участки передаются в частную собственность граждан бесплатно в пределах норм, устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.
Граждане, имеющие на момент вступления в силу настоящего Закона земельные участки, размеры которых превышают предельные нормы, во всех случаях сохраняют, право пожизненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей установленные предельные нормы. При этом предоставить право гражданам приобретать данную часть земельного участка в частную собственность по договорной цене у местного Совета народных депутатов.
Для ведения садоводства и животноводства в частную собственность гражданам бесплатно передаются все ранее предоставленные до вступления в силу настоящего Закона земли, а также, вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.
Гражданам, получившим земельные участки в частную собственность для целей, указанных в статье 4 настоящего Закона, предоставляется право продавать их другим гражданам Республики Хакасия и Российской Федерации независимо от сроков приобретения права собственности на продаваемый земельный участок в пределах норм предоставления земельных участков.
Полученные или приобретенные в собственность земельные участки могут быть отчуждены, в том числе проданы их собственниками без изменения целевого назначения, независимо от сроков вступления в собственность:
Совету народных депутатов на тех же условиях, на которых земельный участок был предоставлен, с учетом произведенных на этом участке затрат;
физическим и юридическим лицам по договорной цене - для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, для садоводства, индивидуального жилищного и гаражного строительства.
Во всех остальных случаях земельные участки могут быть проданы физическим и юридическим лицам по договорной цене не ранее чем через 10 лет, если они были получены в собственность бесплатно, и не ранее чем через 5 лет, если они были приобретены в собственность за плату.
Собственники земли, землевладельцы и арендаторы самостоятельно хозяйствуют на земле, распоряжаются произведенной продукцией и доходами от ее реализации. Вмешательство в хозяйственную деятельность со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается. Настоящее положение не затрагивает предусмотренных законодательством Республики Хакасия и Российской Федерации прав государственных и иных органов по осуществлению контроля за деятельностью собственников земли, землевладельцев и арендаторов. В случае издания государственным или иным органом акта, не соответствующего его компетенции либо с нарушением требований законодательства, собственник земли, землевладелец и арендатор вправе обратиться в судебные органы с заявлением о признании такого акта недействительным полностью или частично.
Использование земли в Республике Хакасия является платным.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом в соответствии с законодательством Республики Хакасия и Российской Федерации.
Земельный налог вносится на специальный счет местных Советов народных депутатов и используется на цели, связанные с организацией использования и охраны земель, повышением их плодородия, ведением земельного кадастра и землеустройства, инженерным и социальным обустройством территории. Часть средств в соответствии с законодательством Республики Хакасия и Российской Федерации централизуется в бюджет Республики Хакасия.
Расходование средств, полученных от земельного налога, осуществляется по предложениям соответствующих комитетов по земельным ресурсам и землеустройству и контролируется постоянными планово-бюджетными комиссиями местных Советов народных депутатов.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата, размеры которой определяются договорами на аренду в порядке, установленном законодательством Республики Хакасия и Российской федерации.
Для проведения операций, связанных с оценкой, куплей, продажей земель, создается Хакасский республиканский земельный банк.
Собственники земли, землевладельцы и арендаторы поощряются за улучшение качества земель, повышение плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда, производство экологически чистой продукции за счет средств бюджетов местных Советов народных депутатов по представлению соответствующих контрольных органов. Одновременно на них возлагается в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Хакасия и Российской Федерации административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства, загрязнение и порчу земель, снижение их плодородия.
В процессе осуществления земельной реформы решениями Советов народных депутатов может быть изъята и передана в специальный земельный фонд для последующего перераспределения и наделения земельными участками часть земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья и в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Хакасия и Российской Федерации.
Из этих фондов в первоочередном порядке выделяются земли для организации крестьянских хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.
Местными Советами народных депутатов для рассмотрения вопросов, связанных с земельными отношениями, создаются земельные комиссии, работающие в тесном взаимодействии с местными органами Республиканского комитета по земельным ресурсам и землеустройству.
Земельная реформа проводится поэтапно. На первом этапе Верховный Совет Республики Хакасия закрепляет за районными и городскими Советами народных депутатов право по распоряжению землей. Устанавливает административные границы районов и городов республиканского подчинения по согласованию с городскими и районными Советами народных депутатов.
На втором этапе местными Советами народных депутатов и органами Комитета по земельным ресурсам и землеустройству осуществляется передача и закрепление земель в частную собственность, пользование, в том числе аренду, владение гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям в соответствии с законодательством Республики Хакасия и Российской Федерации.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия
В.Н.Штыгашев
Сверен по:
официальный сайт "Федеральный регистр"
www.registr.scli.ru