____________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Хакасия от 28 декабря 1999 года N 72
____________________________________________________________
Народный депутат Республики Хакасия является полномочным представителем народа и высшего органа государственной власти Республики Хакасия на всей территории Республики Хакасия и за ее пределами.
Государство гарантирует народному депутату Республики Хакасия условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защищает его права, честь и достоинство.
В своей деятельности депутат руководствуется интересами народа, выражает и защищает интересы своих избирателей, учитывает экономические, культурные, национальные и иные особенности Республики Хакасия.
Народный депутат строит свою деятельность в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Хакасия.
Статус народного депутата Республики Хакасия определяется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Хакасия, настоящим Законом, другими законам Российской Федерации и Республики Хакасия.
Полномочия народного депутата Республики Хакасия начинаются со дня его избрания народным депутатом Республики Хакасия и заканчиваются в день выборов народных депутатов Республики Хакасия нового созыва за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Народный депутат Республики Хакасия, избранный в Президиум Верховного Совета Республики Хакасия сохраняет полномочия народного депутата - члена Президиума Верховного Совета Республики Хакасия вплоть до открытия первой сессии Верховного Совета Республики Хакасия нового созыва.
По решению Верховного Совета Республики Хакасия о признании выборов данного народного депутата Республики Хакасия недействительными, принятому в связи с нарушением законодательства о выборах, полномочия народного депутата Республики Хакасия прекращаются со дня принятия указанного решения.
Полномочия народного депутата Республики Хакасия не подлежат передаче другому лицу.
Народный депутат Республики Хакасия имеет удостоверение, являющееся основным документом, подтверждающим личность и полномочия депутата, и нагрудный знак "Народный депутат Хакасии", которыми он пользуется в течение срока своих полномочий. Положения об удостоверении и нагрудном знаке народного депутата Республики Хакасия, их образцы и описание утверждаются Президиумом Верхового Совета Республики Хакасия.
Народный депутат Республики Хакасия должен соблюдать нормы депутатской этики. По поручению Верховного Совета или его органов вопросы о нарушениях депутатской этики рассматриваются комиссией по депутатской этике.
Полномочия народного депутата Республики Хакасия прекращаются досрочно в случаях:
а) личного заявления депутата о сложении полномочий;
б) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением полномочий народного депутата Республики Хакасия;
в) выезда народного депутата Республики Хакасия на постоянное жительство и работу за пределы Республики Хакасия; утраты гражданства Республики Хакасия;
г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
д) признания народного депутата определением суда недееспособным либо невменяемым;
е) отзыва народного депутата избирателями.
Решения о прекращении полномочий народного депутата Республики Хакасия в указанных случаях принимаются Верховным Советом Республики Хакасия.
На сессиях Верховного Совета Республики Хакасия народные депутаты Республики Хакасия на основе коллективного и свободного обсуждения рассматривают и решают все вопросы, относящиеся к ведению Республики Хакасия.
Народный депутат обязан присутствовать на сессиях Верховного Совета и активно участвовать в их работе. В случае невозможности прибыть на сессию депутат извещает об этом Председателя Верховного Совета Республики Хакасия.
Народный депутат Республики Хакасия пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессии Верховного Совета Республики Хакасия.
Он имеет право:
избирать и быть избранным в органы Верховного Совета Республики Хакасия;
высказывать мнение по персональному составу создаваемых Верховным Советом Республики Хакасия органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Верховным Советом Республики Хакасия;
предлагать вопросы для рассмотрения Верховным Советом Республики Хакасия;
вносить предложения и замечания по повестке дня сессии Верховного Совета Республики Хакасия, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
вносить предложения о заслушивании на сессии Верховного Совета Республики Хакасия отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного Верховному Совету Республики Хакасия;
ставить вопрос о доверии Правительству Республики Хакасия, должностным лицам, избранным, назначенным или утвержденным Верховным Советом Республики Хакасия;
ставить вопрос о работе своего печатного органа и о доверии к его руководству;
вносить в Верховный Совет Республики Хакасия и его органы предложения о необходимости проведения проверок исполнения законов Российской Федерации и Республики Хакасия государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, о проведении депутатских расследований по любому вопросу, относящемуся к ведению Республики Хакасия;
участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы к докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответа и давать ему оценку;
выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования давать справки;
вносить письменные и устные поправки к проектам законов;
оглашать на сессиях Верховного Совета Республики Хакасия обращения граждан, имеющие общественное значение;
знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах сессий Верховного Совета до опубликования, а также получать тексты выступлений, не подлежащих опубликованию.
Народный депутат, не выступивший на сессии Верховного Совета в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления для включения в протокол сессии, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому на сессии вопросу.
Предложения и замечания, внесенные депутатами на сессии Верховного Совета, рассматриваются и учитываются при доработке и принятии законопроектов. В случае их отклонения соответствующей постоянной комиссией депутату дается обоснованный ответ.
Порядок реализации указанных прав устанавливается настоящим Законом, Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия, другими законодательными актами Республики Хакасия.
Народные депутаты Республики Хакасия имеют право объединяться в постоянные и временные депутатские группы и иные депутатские объединения.
Порядок деятельности депутатских объединений, их права определяются Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия и другими актами, регулирующими их деятельность.
Народный депутат Республики Хакасия обладает правом законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Хакасия, которое может быть реализовано в форме внесения на рассмотрение Верховного Совета проектов новых законов Республики Хакасия, проектов законов об изменении действующих законов Республики Хакасия, а также в форме предложений о принятии новых законов или внесения изменений в действующие законы Республики Хакасия.
Народный депутат или группа народных депутатов Республики Хакасия имеют право внести на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия депутатский запрос к Председателю Верховного Совета Республики Хакасия, к Совету Министров Республики Хакасия, к прокурору Республики Хакасия, к руководителям других органов в Республике Хакасия, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций (в том числе федерального подчинения), расположенных на территории Республики Хакасия.
Депутатский запрос вносится в письменной или устной форме и оглашается на сессии Верховного Совета Республики Хакасия.
Запрос включается в повестку дня сессии, по нему могут открываться прения. По депутатскому запросу Верховным Советом Республики Хакасия принимается постановление, которое публикуется в официальных изданиях Верховного Совета Республики Хакасия.
Государственный орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны не более чем в трехдневный или иной установленный Верховным Советом срок дать письменный ответ, который оглашается на сессии Верховного Совета. Народный депутат вправе дать оценку ответа государственного органа или должностного лица на запрос.
Предложения и замечания, высказанные народными депутатами Республики Хакасия на сессиях Верховного Совета Республики Хакасия или переданные в письменной форме председательствующему, рассматриваются Верховным Советом Республики Хакасия, постоянными комиссиями либо направляются ими на рассмотрение соответствующим государственным и общественным органам и должностным лицам.
Государственные и общественные органы, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, внесенные на сессиях Верховного Совета Республики Хакасия, обязаны рассмотреть их не позднее месячного срока и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также в Президиум Верховного Совета Республики Хакасия.
Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуществляется Президиумом Верховного Совета Республики Хакасия.
Народный депутат Республики Хакасия, входящий в состав Президиума, постоянной комиссии и иных органов Верховного Совета Республики Хакасия, обязан принимать участие в их работе. Депутат вправе вносить любые вопросы и предложения на рассмотрение указанных органов, участвовать в подготовке их к рассмотрению, в обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения решений в жизнь и контроле за их выполнением.
Депутат, не согласный с решением органа Верховного Совета, в состав которого он входит, вправе изложить свою точку зрения на сессии Верховного Совета.
Народный депутат Республики Хакасия, не являющийся членом постоянной комиссии, может участвовать в заседании любой постоянной комиссии Верховного Совета Республики Хакасия с правом совещательного голоса.
Народный депутат Республики Хакасия может быть выведен из состава постоянной комиссии за систематическое неучастие в ее работе.
Народный депутат Республики Хакасия обязан выполнять поручения Верховного Совета Республики Хакасия и его органов.
По поручению Верховного Совета Республики Хакасия или его органов народный депутат Республики Хакасия участвует в проверках исполнения законов государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Республики Хакасия. По требованию народного депутата Республики Хакасия при проведении таких проверок государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации образуют комиссии по изучению и рассмотрению поставленных вопросов. В состав названных комиссий включаются также лица, указанные народным депутатом.
О результатах выполнения поручений народный депутат Республики Хакасия информирует соответственно Верховный Совет или его органы, а также вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение закона, невыполнение постановлений Верховного Совета Республики Хакасия.
По требованию группы народных депутатов Республики Хакасия, численность которой определяется Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия, а также по решению постоянных комиссий и иных органов Верховного Совета Верховный Совет Республики Хакасия назначает депутатское расследование.
Все государственные органы и должностные лица обязаны оказывать необходимое содействие в проведении расследования, беспрепятственно представлять необходимые для объективного изучения вопроса сведения и документы. Никто не вправе уклонятся от дачи объяснений депутатам, ведущим депутатское расследование.
Вмешательство депутатов в процессуальную деятельность органов внутренних дел, дознания, предварительного следствия и суда по находящимся в их производстве делам об административных правонарушениях, уголовным и гражданским делам не допускается.
По результатам расследования составляется мотивированное заключение, которое доводится до сведения Верховного Совета и утверждается постановлением.