Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

от 18 июля 2000 года N 37-З

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

(в ред. Закона РМ от 23.05.2002 N 19-З)

(Законом РМ от 23.12.2005 г. N 105 - З признан утратившим силу)

Принят

Государственным Собранием

Республики Мордовия

10 июля 2000 года

Настоящий Закон определяет порядок организации и деятельности территориального общественного самоуправления как одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в Республике Мордовия.

Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления


Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и на других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые органы территориального общественного самоуправления.

Статья 2. Право граждан на осуществление территориального общественного самоуправления


1. Граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на соответствующей части территории муниципального образования, достигшие шестнадцатилетнего возраста (далее - жители), имеют равные права на осуществление территориального общественного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей.

Не имеют права на участие в территориальном общественном самоуправлении граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Жители соответствующей части территории муниципального образования вправе быть инициаторами и участвовать в учреждении территориального сообщества, принимать участие в собраниях (сходах) или конференциях и опросах, проводимых на части территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы территориального сообщества, получать полную и достоверную информацию о деятельности органов территориального сообщества.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Мордовия, их должностные лица не могут препятствовать осуществлению жителями территориального общественного самоуправления, если эта деятельность не противоречит федеральным законам и законам Республики Мордовия.

Статья 3. Правовые основы территориального общественного самоуправления


Территориальное общественное самоуправление на территории Республики Мордовия осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Мордовия, законами Республики Мордовия, настоящим Законом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также уставами территориальных сообществ.

Статья 4. Основные принципы территориального общественного самоуправления


Территориальное общественное самоуправление на территории Республики Мордовия осуществляется на следующих принципах:

законности;

защиты прав и законных интересов жителей;

свободного волеизъявления жителей через общие собрания (сходы) или конференции, опросы населения;

выборности, подотчетности и подконтрольности населению органов территориального сообщества;

самостоятельности территориального сообщества в пределах его полномочий, взаимодействия органов территориального сообщества с органами местного самоуправления в осуществлении общих задач и функций;

многообразия форм территориального общественного самоуправления и самостоятельного их определения населением;

широкого участия жителей в выдвижении инициатив, в выработке и принятии решений по вопросам местного значения, затрагивающим их интересы;

сочетания интересов населения соответствующей территории и интересов всего муниципального образования;

гласности и учета общественного мнения;

ответственности за принятые решения.

Статья 5. Территориальное сообщество и его органы


1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется территориальным сообществом - добровольным, самоуправляемым, не имеющим членства объединением граждан, созданным по инициативе жителей соответствующей части территории муниципального образования, объединившихся для реализации вопросов местного значения, и действующим на основании устава.

2. Границы территории, на которой образуется и действует территориальное сообщество, устанавливаются жителями соответствующей части территории муниципального образования с учетом исторических, культурных и иных местных традиций, а также социально - экономических условий, деления территорий на архитектурно - планировочные зоны и других особенностей.

Границы территории, на которой действует территориальное сообщество, не могут выходить за границы территории муниципального образования, а также не могут пересекаться с границами территории, на которой действует другое территориальное сообщество.

3. Территориальное общественное самоуправление осуществляется территориальным сообществом через общее собрание (сход) или конференцию жителей, опрос жителей, иные формы непосредственной демократии, а также через органы территориального сообщества.

4. Органы территориального сообщества создаются для организации и непосредственного осуществления функций, принятых на себя территориальным сообществом, и подотчетны общему собранию (сходу) или конференции жителей.

Органами территориального сообщества являются комитет (совет) территориального сообщества, контрольная (ревизионная) комиссия. При числе жителей до ста человек могут быть избраны староста и контролер.

Статья 6. Вопросы ведения территориального сообщества


К вопросам ведения территориального сообщества относятся вопросы местного значения, затрагивающие интересы жителей соответствующей территории. В их числе могут быть:

защита прав и законных интересов жителей в органах государственной власти и местного самоуправления;

организация акций милосердия и благотворительности, содействие в проведении таких акций органами государственной власти и местного самоуправления, благотворительными фондами, гражданами и их объединениями, участие в распределении гуманитарной и иной помощи;

общественный контроль за выполнением условий владения, распоряжения, пользования, приватизации и аренды муниципальной собственности, расположенной на территории деятельности территориального сообщества;

содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;

общественный контроль за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания прав потребителей в порядке и формах, согласованных с органами местного самоуправления;

организация клубов по интересам, кружков технического и художественного творчества, спортивных кружков, проведение культурных, физкультурно - спортивных, лечебно - оздоровительных и других мероприятий, ведение воспитательной работы среди детей и подростков, оказание помощи инвалидам, престарелым гражданам, семьям погибших военнослужащих, малообеспеченным и многодетным семьям;

защита интересов жителей как потребителей коммунально - бытовых услуг в соответствующих организациях;

содействие жителям в решении жилищных проблем, подготовка соответствующих ходатайств и проведение консультаций;

внесение предложений в соответствующие органы местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы жителей, в том числе: использования земельных участков на территории деятельности территориального сообщества под строительство, детские и оздоровительные площадки, скверы, стоянки автомобилей, гаражи, площадки для выгула собак и для других общественно полезных целей; создания и ликвидации объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, здравоохранения и других учреждений на территории деятельности территориального сообщества;

содействие мерам санитарного, эпидемиологического, экологического и пожарного контроля и безопасности;

общественный контроль за качеством уборки территории, вывозом мусора, работой соответствующих служб по эксплуатации домовладения и устранению аварийных ситуаций;

содействие жителям в выполнении правил эксплуатации жилого фонда, участие в мероприятиях по благоустройству территории;

информирование населения о решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, принятых по предложению или при участии территориального сообщества или его органов;

оказание помощи органам местного самоуправления в решении вопросов капитального ремонта (реконструкции) жилых помещений и связанного с этим отселения жителей, участие в разработке договоров на проведение указанных работ;

поддержание в порядке дворов, дорог, тротуаров, колодцев, мест захоронений, участие в охране памятников истории, культуры, решение других вопросов в соответствии с уставом территориального сообщества.

Статья 7. Учреждение территориального сообщества


1. Учреждение территориального сообщества осуществляется на учредительном общем собрании (сходе) или учредительной конференции жителей соответствующей части территории муниципального образования.

2. Инициативой проведения учредительного общего собрания (схода) или учредительной конференции обладает группа жителей, имеющих право на участие в общем собрании (сходе) или конференции, в количестве не менее 5 процентов от общего числа жителей соответствующей территории.

Инициативная группа принимает решение либо о проведении учредительного общего собрания (схода), либо о проведении учредительной конференции в зависимости от числа жителей, проживающих на соответствующей территории, а также с учетом других обстоятельств.

3. Инициативная группа информирует главу муниципального образования о своем решении, дате, месте и времени проведения учредительного общего собрания (схода) или учредительной конференции жителей, представляет план (схему) территории, на которой учреждается территориальное сообщество, с указанием ее границ.

4. Глава муниципального образования в двухнедельный срок письменно уведомляет инициативную группу о своем согласии с предлагаемыми границами либо вносит мотивированное предложение по их изменению. Соответствующее предложение главы муниципального образования подлежит обязательному рассмотрению учредительным общим собранием (сходом) или учредительной конференцией жителей.

5. Глава муниципального образования осуществляет подготовку и проведение учредительного общего собрания (схода) или учредительной конференции жителей соответствующей территории согласно требованиям, предусмотренным законами Республики Мордовия и уставом муниципального образования.

6. Учредительное общее собрание (сход) или учредительная конференция жителей принимает решение об учреждении территориального сообщества, утверждает границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, принимает устав территориального сообщества, а также избирает органы территориального сообщества.

7. Решения учредительного общего собрания (схода) или учредительной конференции жителей оформляются протоколом, копия которого в недельный срок направляется в органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

8. В случае, если учредительным общим собранием (сходом) или учредительной конференцией решение об утверждении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, было принято без учета предложения главы муниципального образования, указанное решение подлежит рассмотрению на очередном заседании представительного органа местного самоуправления с участием представителей исполнительного органа территориального сообщества. По результатам рассмотрения представительный орган местного самоуправления утверждает границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.

9. Избранный исполнительный орган территориального сообщества решает с главой муниципального образования вопросы своего размещения и юридического адреса территориального сообщества.

Статья 8. Устав территориального сообщества


1. Территориальное сообщество осуществляет свою деятельность на основании устава.

2. В уставе территориального сообщества указываются:

наименование территориального сообщества, место его нахождения;

границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;

цели территориального сообщества;

вопросы ведения территориального сообщества;

формы и порядок участия жителей соответствующей территории в решении вопросов местного значения;

компетенция общего собрания (схода) или конференции жителей, периодичность их проведения;

наименование, структура, порядок избрания, срок полномочий органов территориального сообщества;

компетенция органов территориального сообщества;

периодичность отчетности органов территориального сообщества перед жителями, порядок и формы осуществления жителями контроля за деятельностью органов территориального сообщества;

основания и виды ответственности органов территориального сообщества перед жителями соответствующей территории;

источники формирования имущества территориального сообщества, порядок принятия решений о владении, пользовании и распоряжении собственностью территориального сообщества;

порядок внесения изменений и дополнений в устав территориального сообщества;

порядок ликвидации территориального сообщества;

порядок хранения документов и порядок предоставления информации;

другие положения об организации и деятельности территориального сообщества, не противоречащие федеральным законам, законам Республики Мордовия и нормативным правовым актам органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Статья 9. Регистрация территориального сообщества


1. Территориальное сообщество может быть зарегистрировано в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом. Органы территориального сообщества в соответствии с уставом муниципального образования могут приобретать права юридического лица либо функционировать без приобретения прав юридического лица.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»