(в редакции законов Республики Марий Эл
от 28 сентября 1998 года N 91-З, от 20 ноября 2000 года N 47-3)
(с изменениями на 22 июня 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Марий Эл от 9 ноября 2005 года N 39-З
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Республики Марий Эл от 19 сентября 2001 года N 35-З (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 26.10.2001);
Законом Республики Марий Эл от 7 марта 2003 года N 10-З (Марийская правда, 14.03.2003);
Законом Республики Марий Эл от 15 июля 2003 года N 28-З (Марийская правда, 18.07.2003);
Законом Республики Марий Эл от 3 марта 2004 года N 2-З (Марийская правда, 11.03.2004);
Законом Республики Марий Эл от 22 июня 2004 года N 21-З (Марийская правда 30.06.2004, Собрание законодательства Республики Марий Эл 26.07.2004).
____________________________________________________________________
Настоящий Закон устанавливает гарантии осуществления права работающих на охрану труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Для целей настоящего Закона понятие предприятия означает организацию, юридическое лицо, либо предпринимателя - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.
(Статья в редакции, введенной в действие с 14 марта 2003 года Законом Республики Марий Эл от 7 марта 2003 года N 10-З. - См. предыдущую редакцию).
Законодательство Республики Марий Эл об охране труда состоит из настоящего Закона, иных законодательных и нормативных актов Республики Марий Эл.
Законодательство Республики Марий Эл об охране труда не может противоречить законодательным актам Российской Федерации.
Действие законодательства об охране труда распространяется на:
предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем предприятия) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;
собственников (учредителей);
работодателей;
администрацию и другие органы хозяйственного управления;
работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
работников кооперативов;
студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования;
военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;
лиц, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы в исправительно-трудовых учреждениях или на предприятиях, определенных органами, ведающими исполнением приговоров;
на участников других видов трудовой деятельности, организуемой в интересах общества и государства.
Настоящий Закон применяется на всей территории Республики Марий Эл и распространяется также на работающих граждан иностранных государств, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации (часть дополнена с 10 июля 2004 года Законом Республики Марий Эл от 22 июня 2004 года N 21-З, - см. предыдущую редакцию).
Государственная политика Республики Марий Эл в области охраны труда предусматривает единство действий законодательных органов, органов государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля, представительных организаций работников и предпринимателей, общественных объединений, органов местного самоуправления и предприятии по улучшению условии охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и основывается на следующих принципах:
приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;
защиты конституционных прав работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, гарантирующих сохранение их жизни и здоровья в процессе труда;
координации деятельности и в области охраны труда с экономической и социальной политикой;
обеспечения единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;
государственного управления охраной труда, включая государственную экспертизу условий труда, надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда;
общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемого работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;
взаимодействия и сотрудничества государственных органов управления, надзора и контроля с работодателями, профсоюзами, другими представительными организациями работников и предпринимателей, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;
проведения эффективной налоговой и кредитной политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
применения экономических санкции в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;
обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателей;
обязательности расследования и учета каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;
установления льгот и компенсаций за работу, осуществляемую при наличии опасных и вредных производственных факторов, не поддающихся при современном технологическом уровне развития производства и организации труда полному устранению или ограничению до установленных норм безопасности и гигиены труда;
участия государства в финансировании охраны труда;
установления порядка обязательного заключения на уровне предприятий ежегодных соглашений по охране труда (коллективных договоров) между представительными организациями работников и собственниками или уполномоченными органами управления;
включения раздела охраны труда в трехсторонние соглашения между Правительством, объединениями работодателей и профсоюзов и в отраслевые тарифные соглашения;
защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;
широкого использования и пропаганды достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда;
подготовки и переподготовки специалистов в области охраны труда, в том числе в учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
всемерной поддержки деятельности представительных организаций работников (профсоюзов) и предпринимателей, предприятий и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда;
установления государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
информирования работников и населения о действующих законодательных и нормативных актах в области охраны труда и о ее состоянии на предприятиях;
международного сотрудничества при решении проблем охраны труда.
Республика Марий Эл в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительных органов разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.
общественные организации (объединения), в том числе профсоюзные объединения, принимают участие в разработке законодательных и иных нормативных актов, а также при принятии решений по проблемам охраны труда.
Работодатели, специалисты, граждане для решения проблем охраны труда могут объединяться в общественные организации (объединения), которые действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл об общественных организациях (объединениях).
Органы государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля, предприятия оказывают помощь и поддержку таким общественным организациям и учитывают разработанные ими предложения, рекомендации при выработке и принятии решений по вопросам охраны труда.
При выполнении предприятиями и гражданами Республики Марий Эл работ за рубежом на основе международных договоров или соглашений применяются предусмотренные в них требования по охране труда, если не оговорено иное.
Особенности регулирования отношений в области охраны труда для иностранных граждан, работающих на территории Республики Марий Эл, устанавливаются соглашениями заинтересованных сторон в соответствии с федеральным законодательством об охране труда (часть дополнена с 21 марта 2004 года Законом Республики Марий Эл от 3 марта 2004 года N 2-З, - см. предыдущую редакцию).
Республика Марий Эл в лице законодательных, исполнительных и судебных органов гарантирует право на охрану труда всем участникам трудового процесса на ее территории.
Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил техники безопасности, норм и инструкций по охране труда, медицинский осмотр, запрещается.
Категории работников, имеющие право на компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, характер и объемы таких компенсаций и льгот определяются соответствующими законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Марий Эл, коллективными договорами (соглашениями) и индивидуальными трудовыми контрактами.
Условия трудового договора, контракта, соглашения (в дальнейшем - трудовой договор) должны соответствовать требованиям настоящего Закона, действующего законодательства и иных нормативных актов по охране труда. В трудовом договоре должна быть указана достоверная характеристика рабочего места, включены опасные и вредные производственные факторы, а также размеры компенсационных доплат и льгот на особые условия труда.
В случае нарушения администрацией, собственником либо уполномоченным им органом управления (в дальнейшем-администрация) условий трудового договора в области охраны труда последний может быть расторгнут по заявлению работника с выплатой ему выходного пособия если это предусмотрено трудовым или коллективным договором (часть дополнена с 21 марта 2004 года Законом Республики Марий Эл от 3 марта 2004 года N 2-З, - см. предыдущую редакцию).
При приеме на работу с заведомо высоким уровнем потенциального риска возникновения профессионального заболевания администрация предприятия обязана предупредить работника о вероятности возникновения заболевания и гарантировать ему предоставление в дальнейшем другой работы.
Органы здравоохранения определяют перечень производств, видов работ и профессий, имеющих медицинские противопоказания для лиц с физическими недостатками или соответствующими отклонениями состояния здоровья.
Запрещается прием, привлечение или допуск работников, в том числе с их согласия, к работе, которая по заключению медицинских органов противопоказана им по состоянию здоровья.
Каждый работник имеет право на компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, коллективным или трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
При переводе работника в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, на другую постоянную нижеоплачиваемую работу в данной организации за ним сохраняется его прежний средний заработок до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника .
(Статья в редакции, введенной в действие с 14 марта 2003 года Законом Республики Марий Эл от 7 марта 2003 года N 10-З. - См. предыдущую редакцию).
В случае несоответствия условий труда нормативным актам или не обеспечения работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, он вправе отказаться от выполнения работы впредь до приведения рабочего места в соответствие с требованиями норм охраны труда. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья, или не обеспечение безопасных условий труда, либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких либо необоснованных последствий, дисциплинарных, правовых, экономических и других санкций.