Недействующий


ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

от 22 декабря 1994 года N 174-III


Об охране труда в Республике Марий Эл

(в редакции законов Республики Марий Эл
от 28 сентября 1998 года N 91-З, от 20 ноября 2000 года N 47-3)
(с изменениями на 22 июня 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Марий Эл от 9 ноября 2005 года N 39-З
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Республики Марий Эл от 19 сентября 2001 года N 35-З (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 26.10.2001);

Законом Республики Марий Эл от 7 марта 2003 года N 10-З (Марийская правда, 14.03.2003);

Законом Республики Марий Эл от 15 июля 2003 года N 28-З (Марийская правда, 18.07.2003);

Законом Республики Марий Эл от 3 марта 2004 года N 2-З (Марийская правда, 11.03.2004);

Законом Республики Марий Эл от 22 июня 2004 года N 21-З (Марийская правда 30.06.2004, Собрание законодательства Республики Марий Эл 26.07.2004).

____________________________________________________________________


Настоящий Закон устанавливает гарантии осуществления права работающих на охрану труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Понятие охраны труда


Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Для целей настоящего Закона понятие предприятия означает организацию, юридическое лицо, либо предпринимателя - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.

(Статья в редакции, введенной в действие с 14 марта 2003 года Законом Республики Марий Эл от 7 марта 2003 года N 10-З. - См. предыдущую редакцию).

Статья 2. Законодательство Республики Марий Эл об охране труда и сфера его действия


Законодательство Республики Марий Эл об охране труда состоит из настоящего Закона, иных законодательных и нормативных актов Республики Марий Эл.

Законодательство Республики Марий Эл об охране труда не может противоречить законодательным актам Российской Федерации.

Действие законодательства об охране труда распространяется на:

предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем предприятия) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

собственников (учредителей);

работодателей;

администрацию и другие органы хозяйственного управления;

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

работников кооперативов;

студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования;

военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;

лиц, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы в исправительно-трудовых учреждениях или на предприятиях, определенных органами, ведающими исполнением приговоров;

на участников других видов трудовой деятельности, организуемой в интересах общества и государства.

Настоящий Закон применяется на всей территории Республики Марий Эл и распространяется также на работающих граждан иностранных государств, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации (часть дополнена с 10 июля 2004 года Законом Республики Марий Эл от 22 июня 2004 года N 21-З, - см. предыдущую редакцию).

Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда


Государственная политика Республики Марий Эл в области охраны труда предусматривает единство действий законодательных органов, органов государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля, представительных организаций работников и предпринимателей, общественных объединений, органов местного самоуправления и предприятии по улучшению условии охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и основывается на следующих принципах:

приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

защиты конституционных прав работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, гарантирующих сохранение их жизни и здоровья в процессе труда;

координации деятельности и в области охраны труда с экономической и социальной политикой;

обеспечения единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

государственного управления охраной труда, включая государственную экспертизу условий труда, надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда;

общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемого работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;

взаимодействия и сотрудничества государственных органов управления, надзора и контроля с работодателями, профсоюзами, другими представительными организациями работников и предпринимателей, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;

проведения эффективной налоговой и кредитной политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

применения экономических санкции в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;

обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателей;

обязательности расследования и учета каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

установления льгот и компенсаций за работу, осуществляемую при наличии опасных и вредных производственных факторов, не поддающихся при современном технологическом уровне развития производства и организации труда полному устранению или ограничению до установленных норм безопасности и гигиены труда;

участия государства в финансировании охраны труда;

установления порядка обязательного заключения на уровне предприятий ежегодных соглашений по охране труда (коллективных договоров) между представительными организациями работников и собственниками или уполномоченными органами управления;

включения раздела охраны труда в трехсторонние соглашения между Правительством, объединениями работодателей и профсоюзов и в отраслевые тарифные соглашения;

защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

широкого использования и пропаганды достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда;

подготовки и переподготовки специалистов в области охраны труда, в том числе в учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

всемерной поддержки деятельности представительных организаций работников (профсоюзов) и предпринимателей, предприятий и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда;

установления государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

информирования работников и населения о действующих законодательных и нормативных актах в области охраны труда и о ее состоянии на предприятиях;

международного сотрудничества при решении проблем охраны труда.

Республика Марий Эл в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительных органов разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.

Статья 4. Участие общественных организаций (объединений) в разработке и принятии решений по проблемам охраны труда


общественные организации (объединения), в том числе профсоюзные объединения, принимают участие в разработке законодательных и иных нормативных актов, а также при принятии решений по проблемам охраны труда.

Работодатели, специалисты, граждане для решения проблем охраны труда могут объединяться в общественные организации (объединения), которые действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл об общественных организациях (объединениях).

Органы государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля, предприятия оказывают помощь и поддержку таким общественным организациям и учитывают разработанные ими предложения, рекомендации при выработке и принятии решений по вопросам охраны труда.

Статья 5. Охрана труда при выполнении международных договоров или соглашений


При выполнении предприятиями и гражданами Республики Марий Эл работ за рубежом на основе международных договоров или соглашений применяются предусмотренные в них требования по охране труда, если не оговорено иное.

Особенности регулирования отношений в области охраны труда для иностранных граждан, работающих на территории Республики Марий Эл, устанавливаются соглашениями заинтересованных сторон в соответствии с федеральным законодательством об охране труда (часть дополнена с 21 марта 2004 года Законом Республики Марий Эл от 3 марта 2004 года N 2-З, - см. предыдущую редакцию).

Глава II. Гарантии права работника на охрану труда

Статья 6. Гарантии права работника на охрану труда


Республика Марий Эл в лице законодательных, исполнительных и судебных органов гарантирует право на охрану труда всем участникам трудового процесса на ее территории.

Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил техники безопасности, норм и инструкций по охране труда, медицинский осмотр, запрещается.

Категории работников, имеющие право на компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, характер и объемы таких компенсаций и льгот определяются соответствующими законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Марий Эл, коллективными договорами (соглашениями) и индивидуальными трудовыми контрактами.

Статья 7. Гарантии права на охрану труда при приеме на работу


Условия трудового договора, контракта, соглашения (в дальнейшем - трудовой договор) должны соответствовать требованиям настоящего Закона, действующего законодательства и иных нормативных актов по охране труда. В трудовом договоре должна быть указана достоверная характеристика рабочего места, включены опасные и вредные производственные факторы, а также размеры компенсационных доплат и льгот на особые условия труда.

В случае нарушения администрацией, собственником либо уполномоченным им органом управления (в дальнейшем-администрация) условий трудового договора в области охраны труда последний может быть расторгнут по заявлению работника с выплатой ему выходного пособия если это предусмотрено трудовым или коллективным договором (часть дополнена с 21 марта 2004 года Законом Республики Марий Эл от 3 марта 2004 года N 2-З, - см. предыдущую редакцию).

При приеме на работу с заведомо высоким уровнем потенциального риска возникновения профессионального заболевания администрация предприятия обязана предупредить работника о вероятности возникновения заболевания и гарантировать ему предоставление в дальнейшем другой работы.

Статья 8. Запрещение допуска лиц к работе, которая противопоказана им по состоянию здоровья


Органы здравоохранения определяют перечень производств, видов работ и профессий, имеющих медицинские противопоказания для лиц с физическими недостатками или соответствующими отклонениями состояния здоровья.

Запрещается прием, привлечение или допуск работников, в том числе с их согласия, к работе, которая по заключению медицинских органов противопоказана им по состоянию здоровья.

Статья 9. Право работника на компенсации по условиям труда


Каждый работник имеет право на компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, коллективным или трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

При переводе работника в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, на другую постоянную нижеоплачиваемую работу в данной организации за ним сохраняется его прежний средний заработок до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника .

(Статья в редакции, введенной в действие с 14 марта 2003 года Законом Республики Марий Эл от 7 марта 2003 года N 10-З. - См. предыдущую редакцию).

Статья 10. Гарантии прав на охрану труда в процессе трудовой деятельности


В случае несоответствия условий труда нормативным актам или не обеспечения работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, он вправе отказаться от выполнения работы впредь до приведения рабочего места в соответствие с требованиями норм охраны труда. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья, или не обеспечение безопасных условий труда, либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких либо необоснованных последствий, дисциплинарных, правовых, экономических и других санкций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»