В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании в компетенцию Российской Федерации входят:
1. Формирование и осуществление федеральной политики в области, образования.
2. Правовое регулирование отношений в области образования в рамках федеральной компетенции.
3. Разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, включая вопросы содействия организации образования на языках пародов Российской Федерации в иных государствах.
4. Формирование федеральных (центральных) государственных, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов.
5. Согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и Типовым положением о данном типе и виде образовательного учреждения.
6. Установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений.
7. Установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование.
8. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений федерального подчинения, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, создание независимой от органов управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров (государственной аттестационной службы).
9. Организация и координация материально-технического обеспечения федеральной программы развития образования и иных целевых федеральных программ в области образования.
10. Разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях.
11. Установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.
12. Установление порядка аттестации педагогических и управленческих кадров государственных, муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием.
13. Регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях.
14. Установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории Российской Федерации иностранных документов об образовании.
15. Ежегодное установление доли федерального дохода, направляемого на финансирование образования. Формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования.
16. Установление:
а) налоговых льгот, стимулирующих развитие образования;
б) федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников;
в) порядка финансирования образовательных учреждений;
г) минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений и государственных органов управления образованием;
д) льгот, видов и норм материального обеспечения различных категорий обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, а также педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
е) порядка предоставления гражданам и погашения ими личного государственного образовательного кредита;
ж) образовательного ценза для педагогических работников;
з) федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся и воспитанников, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
17. Прямое финансирование образовательных учреждений федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен типовым положением о данном типе и виде образовательного учреждения.
18. Информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин в рамках федеральной компетенции, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в образовании.
19. Организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров для системы образования.