Недействующий


ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

     
от 17 декабря 1996 года N 55-оз

     

О местных референдумах в Иркутской области

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Иркутской области от 11 марта 2004 года N 8-оз
____________________________________________________________________

Принят
постановлением
Законодательного собрания
Иркутской области
от 20 ноября 1996 года
N 5/4-ЗС


Настоящим Законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, Уставом Иркутской области определяется порядок подготовки и проведения местных референдумах Иркутской области.

Глава 1. Общие положения

     
Статья 1. Понятие и виды местного референдума

1. Местный референдум - народное голосование, проводимое по наиболее важным вопросам местного значения.

Решения, принятые местным референдумом, являются общеобразовательными для исполнения и могут быть отменены только местным референдумом.

Решения, принятые местным референдумом, не нуждаются в утверждении какими - либо органами государственной власти, государственными должностными лицами, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Если для реализации решений, принятых местным референдумом, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления либо должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

2. Местный консультативный референдум (местный опрос) - народное голосование, проводимое в целях выявления мнения населения по вопросам, представляющим общественный интерес.

Решения, принятые местным консультативным референдумом, носят рекомендательный характер и учитываются при принятии решений органами местного самоуправления и органами государственной власти области.

Статья 2. Правовая основа местного референдума

1. Порядок подготовки и проведения местного референдума определяется местными уставами муниципальных образований (уставами местного самоуправления), иными нормативными правовыми актами местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с принципами организации и ведения народного голосования, установленными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом области и настоящим Законом.

2. С учетом местных особенностей нормативными правовыми актами местного самоуправления могут устанавливаться особенности подготовки и проведения местного референдума, включая определение иных сроков производства действий по подготовке и проведению местного референдума, предусмотренных настоящим Законом.

3. Если нормативными правовыми актами местного самоуправления регламентируется порядок подготовки и проведения местного референдума, местные референдумы проводятся на основе настоящего Закона.

Статья 3. Вопросы, выносимые на местный референдум

1. На местный референдум выносятся вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом и законами области, уставами муниципальных образований (уставами местного самоуправления) к ведению местного самоуправления.

На местный референдум не выносятся вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти.

Уставами муниципальных образований (уставами местного самоуправления) может определяться перечень вопросов, не подлежащих вынесению на местный референдум.

Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничить или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

2. На местный консультативный референдум выносятся любые вопросы, представляющие общественный интерес.

3. Формулировка вопроса, выносимого на местный референдум, должна быть краткой и ясной, исключать множественность толкования вопроса и предполагать один из двух вариантов ответа: "за" или "против".

Статья 4. Право гражданина на участие в местном референдуме

1. Правом участвовать в местном референдуме и требовать его проведение обладает каждый гражданин Российской Федерации, проживающий на территории соответствующего муниципального образования (территории местного сообщества), достигший на день проведения голосования 18 лет.

Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории соответствующего муниципального образования (территории местного самоуправления) и временно находящийся в период подготовки и проведения местного референдума за ее пределами, обладает всей полнотой прав на участие в местном референдуме.

Нормативными правовыми актами местного самоуправления право на участие в местном референдуме может закрепляться также за гражданами, не проживающими в муниципальном образовании постоянно, но имеющими на его территории на праве собственности недвижимое имущество и уплачивающими налоги в местный бюджет.

В местном референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

2. Какие - либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в местном референдуме в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и социального положения, образования, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, иных обстоятельств запрещаются.

Статья 5. Принципы участия граждан в местном референдуме

1. Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

2. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственной лично на равных основаниях по месту своего жительства. Передача голоса другому лицу не допускается. Каждый гражданин имеет один голос.

3. Участие в местном референдуме является добровольным и свободным. Голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принуждения его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

Статья 6. Гласность в подготовке и проведении местного референдума

1. Подготовка и проведение местного референдума осуществляется открыто и гласно.

2. Все решения комиссий по проведению местного референдума, органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, подлежат опубликованию в течении 7 дней и момента их принятия.

3. Комиссии, ответственные за подготовку и проведение местного референдума, информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, о времени и месте голосования.

На заседаниях комиссий, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов голосования вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными объединениями, инициативными группами граждан, зарегистрированными в соответствии с настоящим Законом, а также представители средств массовой информации. Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь документы, подтверждающие их полномочия. В случае непредъявления этими лицами указанных документов вопрос об их присутствии на заседаниях комиссий или на участках для голосования разрешается председателем соответствующей комиссии. Предварительное уведомление комиссий о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.

Статья 7. Агитация по поводу местного референдума

1. Политические партии, профессиональные союзы, др. общественные объединения и граждане обладают правом свободного определения и выражения своего мнения, беспрепятственной агитации "за" или "против" назначения местного референдума, "за" или "против" предлагаемого решения по вопросу.

2. За день до дня голосования агитации запрещается. Обнародование результатов опросов общественного мнения прекращается за 10 дней до дня голосования.

Статья 8. Язык местного референдума


При подготовке и проведении местного референдума используются русский язык, как государственный язык Российской Федерации, а также по решению органа местного самоуправления иные языки, употребляемые жителями соответствующего муниципального образования.

Все решения органов местного самоуправления, касающиеся проведения местного референдума: текст (формулировка) вопроса и текст проекта нормативного правового акта, выносимого на голосование, бюллетени для голосования, протоколы и данные о результатах голосования, а также принятое по нему решение - публикуются на русском и иных языках, употребляемых жителями соответствующего муниципального образования, по решению органа местного самоуправления.

Статья 9. Территория проведения местного референдума


Местный референдум проводится на всей территории соответствующего муниципального образования (территории местного сообщества).

Местный консультативный референдум (местный опрос) может проводиться на части территории муниципального образования (территории местного сообщества).

Статья 10. Финансирование проведения местного референдума

1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, с момента принятия решения о его назначении производятся за счет средств соответствующего местного бюджета.

2. Агитация по поводу местного референдума гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями осуществляется за счет собственных средств.

Для проведения агитации по вопросам, выносимым на местный референдум, могут привлекаться денежные средства инициативных групп по проведению местного референдума.

Для финансирования агитации запрещается использование средств иностранных граждан и организаций, бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

Статья 11. Органы, обеспечивающие подготовку и проведение местного референдума

1. Организация местных референдумов и контроль за соблюдением избирательных прав граждан возлагаются на соответствующие комиссии по проведению местного референдума.

2. При подготовке и проведении местного референдума комиссии в пределах своих полномочий, установленных настоящим Законом, нормативными правовыми актами местного самоуправления, независимы от государственных органов и органов местного самоуправления, общественных и иных органов и организаций.

3. Решения комиссий по проведению местного референдума, принятые в пределах их полномочий, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также для их должностных лиц.

4. Государственные органы и органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны содействовать организационно - техническому обеспечению подготовки и проведению местного референдума.

Глава 2. Назначение местного референдума

     
Статья 12. Право назначения местного референдума

1. Назначение местного референдума производится решением представительного органа местного самоуправления. Решение о назначении местного референдума принимается большинством голосов от установленного числа депутатов (членов) соответствующего представительного органа местного самоуправления, если иное не определено уставом муниципального образования (уставом местного самоуправления).

2. Решение о назначении местного референдума должно устанавливать дату голосования, утверждать тексты выносимых на местный референдум вопросов.

Статья 13. Инициатива проведения местного референдума


Инициатива проведения местного референдума может исходить от депутатов представительного органа местного самоуправления, его постоянных комитетов и комиссий, иных депутатских формирований либо от общественных органов и объединений, а также отдельных граждан. Уставами муниципальных образований (уставами местного самоуправления) могут быть определены и иные субъекты, обладающие правом инициативы проведения местного референдума.

Инициатива проведения референдума реализуется через орган, обладающий правом назначения местного референдума, и лиц, обладающих правом требования назначения местного референдума.

Статья 14. Обязательное проведение местного референдума

1. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить местный референдум по требованию не менее 5% граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования и обладающих активным избирательным правом, либо главы местного самоуправления (высшего должностного лица местного самоуправления) в соответствии с уставом муниципального образования (уставом местного самоуправления).

Нормативными правовыми актами местного самоуправления число граждан, обладающих правом требования местного референдума, может быть увеличено, но не более чем до 10% от общего числа избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

2. Представительный орган местного самоуправления не вправе изменять формулировку вопросов, выносимых на местный референдум, по требованию граждан либо главы местного самоуправления (высшего должностного лица местного самоуправления), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 15. Реализация права требования местного референдума гражданами

1. Право требования местного референдума гражданами реализуется путем сбора необходимого в соответствии с настоящим Законом количества подписей граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.

2. Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума принадлежит каждому гражданину либо группе граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, а также общественным объединениям. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.

3. Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы местного референдума в установленном настоящим Законом порядке.

Статья 16. Образование инициативных групп местного референдума

1. Граждане, обладающие правом на участие в местном референдуме, могут выступать с инициативой сбора подписей в поддержку проведения местного референдума и для этих целей свободно объединяются в инициативные группы. Инициативные группы могут создаваться общественными объединениями. Формирование инициативных групп проводится на общих собраниях, конференциях общественных объединений в соответствии с их уставом (положением).

2. Сбор подписей граждан организуют инициативные группы численностью не менее 15 человек. Инициативная группа имеет право осуществлять свою деятельность после регистрации группы в соответствующей территориальной избирательной комиссии либо иным органе, определенном нормативными правовыми актами местного самоуправления.

Полномочия инициативной группы местного референдума прекращаются после установления результатов местного референдума, а в случае отклонения требования о назначении местного референдума - с момента истечения срока на обжалование.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»