Недействующий

ЗАКОН

 ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 16 сентября 1999 года N 309-ОД


Об организации работы по опеке и попечительству в Волгоградской области

(с изменениями на 17 марта 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2008 года на основании
Закона Волгоградской области от 15 ноября 2007 года N 1558-ОД
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Волгоградской области от 17 марта 2003 года N 796-ОД (Волгоградская правда, N 52, 25.03.2003).

____________________________________________________________________



Принят
 областной Думой
 26 августа 1999 года

Настоящий Закон регулирует вопросы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства на территории Волгоградской области в соответствии с полномочиями, предоставленными субъектам Российской Федерации статьей 72 Конституции Российской Федерации, статьей 31 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Органы опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Функции по опеке и попечительству уполномочены осуществлять: в отношении несовершеннолетних лиц - органы управления образованием; в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, - органы управления здравоохранением; в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, - органы социальной защиты населения.

Статья 2. Правовая основа деятельности органов опеки и Попечительства

Органы опеки и попечительства в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом (Основным законом) Волгоградской области, настоящим Законом, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами Российской федерации и Волгоградской области.

Глава II. Задачи и полномочия органов опеки и попечительства

Статья 3. Задачи органов опеки и попечительства


Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием этой категории лиц;

защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

обеспечение оптимальных условий для жизни совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья нуждаются в опеке и попечительстве;

защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.



Статья 4. Полномочия органов опеки и попечительства


Органы опеки и попечительства:

организуют выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для воспитания в семье, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, и нуждаются в установлении над ними опеки или попечительства;

устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами;

назначают опекунов и попечителей;

назначают управляющего над имуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 38 и 43 Гражданского кодекса Российской Федерации;

освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей;

заключают с приемными родителями договоры о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;

принимают решение о помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в образовательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения на полное государственное обеспечение;

принимают меры по защите жилищных прав несовершеннолетних, созданию муниципальных жилищных фондов для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения их жилой площадью;

дают разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену, дарению имущества подопечных и несовершеннолетних, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным и несовершеннолетним прав, раздел их имущества, выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных и несовершеннолетних;

принимают решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;

предъявляют в судах иски, связанные с защитой прав и законных интересов подопечных и несовершеннолетних, а также о признании граждан ограниченно дееспособными, недееспособными;

решают вопросы присвоения или изменения фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;

решают вопросы содержания подопечных, ухода за ними, их лечения, защиты их интересов и прав, назначают выплату денежных средств на содержание опекаемых в установленном порядке и размере;

рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;

обеспечивают квотирование рабочих мест для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предприятиях независимо от их организационно - правовых форм;

реализуют иные полномочия по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

 

Статья 5. Осуществление общих функций по опеке и Попечительству


Муниципальные органы управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения:

осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна или попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;

обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних и дееспособных совершеннолетних лиц, которые временно по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, обеспечивают сохранность их имущества;

ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство, в соответствии с компетенцией, определенной статьей 1 настоящего Закона;

осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения, обучения и трудоустройства подопечных;

в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случаях ненадлежащего использования опекуном или попечителем своих обязанностей, в том числе использования им опеки и попечительства в корыстных целях, а также оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;

готовят материалы о назначении выплат денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации;

участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных и несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;

привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;

рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;

осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

 

Статья 6. Функции по опеке и попечительству органов управления образованием

1. Муниципальные органы управления образованием, кроме функций, перечисленных в статье 5 настоящего Закона:

выявляют детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, ведут их учет, осуществляют их временное устройство;

представляют в орган управления образованием администрации Волгоградской области, являющийся региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, в срок, установленный статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 25 марта 2003 года Законом Волгоградской области от 17 марта 2003 года N 796-ОД);


осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий воспитания в семье, под опеку или попечительство, в приемную семью на усыновление, а при отсутствии такой возможности обеспечивают их устройство в образовательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения здравоохранения или социальной защиты населения;

создают муниципальные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечивают их функционирование;

осуществляют подбор и учет лиц - граждан Российской Федерации, способных к выполнению обязанностей усыновителя, готовят документы, необходимые для усыновления (удочерения), ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);

осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, готовят проект договора о создании приемной семьи;

оказывают практическую помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании, обучении, организации медицинского обслуживания и отдыха подопечных;

дают заключение о возможности раздельного проживания опекуна или попечителя с подопечным;

дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;

участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с содержанием, воспитанием и образованием детей, нуждающихся в государственной помощи, и в других случаях, предусмотренных законодательством;

проводят обследование условий жизни ребенка, лица, претендующего на его воспитание;

представляют в суд заключения по спорам, связанным с содержанием, воспитанием, образованием детей;

разрешают спорные вопросы о воспитании детей между родителями и другими родственниками;

участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей;

осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;

готовят документы для регистрации брака лиц, не достигших совершеннолетия;

осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

2. Орган управления образованием администрации Волгоградской области:

определяет и осуществляет региональную политику в сфере защиты прав детей, не противоречащую политике Российской Федерации;

обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации, Волгоградской области о защите прав детей, контролирует исполнение государственных социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

осуществляет в пределах своей компетенции правовое регулирование отношений в сфере защиты прав детей и организации работы по опеке и попечительству несовершеннолетних;

координирует деятельность муниципальных органов управления образованием по опеке и попечительству несовершеннолетних;

создает и обеспечивает функционирование государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

направляет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие учреждения независимо от их организационно-правовой формы на основании решения органа опеки и попечительства о помещении ребенка в учреждение на полное государственное обеспечение;

контролирует исполнение администрациями учреждений, в которых дети находятся на полном государственном обеспечении, обязанностей опекунов (попечителей) воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

является региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; предоставляет федеральному оператору сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, если в срок, установленный статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, не удалось организовать устройство таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации; ведет региональный учет российских граждан, желающих стать усыновителями, опекунами или приемными родителями; ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка - гражданина Российской Федерации, на территории Волгоградской области; выдает этим лицам направления для посещения ребенка по его фактическому месту нахождения (абзац в редакции, введенной в действие с 25 марта 2003 года Законом Волгоградской области от 17 марта 2003 года N 796-ОД, - см. предыдущую редакцию);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»