ЗАКОН
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 25 сентября 1998 года N 209-ОД
О библиотечном деле в Волгоградской области
(с изменениями на 29 сентября 1999 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 24 мая 2008 года на основании
Закона Волгоградской области от 13 мая 2008 года N 1686-ОД
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Волгоградской области от 29 сентября 1999 года N 318-ОД (Волгоградская правда, 02.11.1999, N 204).
____________________________________________________________________
Принят
областной Думой
10 сентября 1998 года
Настоящий Закон является правовой основой организации, сохранения и развития библиотечного дела в Волгоградской области. Он устанавливает основные принципы и нормы деятельности библиотек, гарантирующие права человека на свободный доступ к информации, знаниям, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, научную и образовательную деятельность. Настоящий Закон устанавливает права и обязанности граждан, юридических лиц, а также органов государственной власти и местного самоуправления в сфере библиотечного дела, регулирует экономические основы и гарантии библиотечного дел.
Настоящий Закон разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле".
Библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, которая включает совокупность действий органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по созданию и развитию сети библиотек, формированию органов библиотечного и информационного обслуживания пользователей.
Библиотека - информационное, культурное и образовательное учреждение, организующее сбор и хранение фонда тиражированных документов, предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; некоммерческая организация, может быть самостоятельной организацией или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации, может быть общедоступной или ограниченного пользования.
Общедоступная библиотека - библиотека, бесплатно предоставляющая возможность пользования ее фондами всем категориям читателей - пользователей, обеспечивающая свободный доступ к любой информации, не составляющей государственную тайну.
Сеть библиотек - совокупность библиотек, организованная по территориальному, возрастному или другому принципу и находящаяся в ведении государственных органов власти, муниципальных образований или общественных объединений и организаций.
Централизованная библиотечная система (ЦБС) - организация сети библиотек в муниципальных образованиях области (городах, районах) на основе единого административного и методического руководства.
Устав библиотеки - документ, определяющий вид, юридический статус и общие принципы функционирования библиотеки, цели и направления ее деятельности, порядок управления библиотекой и условия участия в этом учредителей, имущественные и финансовые средства библиотеки, порядок прекращения ее деятельности.
Правила пользования библиотекой - документ, определяющий основные вопросы организации обслуживания пользователей в библиотеке согласно ее уставу.
Документ - материальный объект с зафиксированной информацией в виде текста, звукозаписи, изображения.
Библиотечный фонд - совокупность всех видов документов, имеющихся в библиотеке.
Пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.
Региональная государственная политика в сфере библиотечного дела - система действий органов государственной власти, направленная на сохранение и развитие библиотечного дела в целях интеграции его в социально-экономическое и информационное пространство области.
Законодательство в сфере библиотечного дела состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов.
Настоящий Закон устанавливает основные требования по организации библиотечного дела в Волгоградской области, определяет права и обязанности пользователей, регулирует экономические основы и гарантии библиотечной деятельности, а также вопросы сохранности и использования библиотечных фондов как культурного наследия населения Волгоградской области.
Библиотеки в соответствии с порядком их учреждения могут быть государственными, муниципальными, ведомственными, общественными и частными.
В соответствии с общими принципами организации библиотечной сети в Волгоградской области выделяются следующие виды:
а) Центральная государственная библиотека Волгоградской области универсального характера;
б) специализированные центральные библиотеки;
в) районные и городские муниципальные библиотечные системы;
г) библиотеки образовательных учреждений;
д) ведомственные библиотеки;
е) общественные библиотеки, учрежденные общественными объединениями граждан;
ж) частные библиотеки.
Каждый гражданин на территории Волгоградской области независимо от пола, возраста, национальности, образования, семейного положения, политических убеждений и вероисповедания имеет право на библиотечное обслуживание.
Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:
- созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания;
- многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности.
При осуществлении права на библиотечное обслуживание каждый обязан выполнять правила библиотечного обслуживания, установленные соответствующими учреждениями.
В соответствии с действующим законодательством любое физическое или юридическое лицо имеет право на библиотечную деятельность.
Граждане имеют право принимать участие в организации и управлении библиотеками через попечительские органы, читательские советы или иные общественные объединения.
Права, полномочия и порядок работы попечительских органов, читательских советов и иных общественных объединений определяются их учредительными документами в соответствии с действующим законодательством об общественных объединениях.
Работники библиотек имеют право на объединение в общественно-профессиональные движения, общества, ассоциации в целях содействия развитию библиотечного дела, профессиональной консолидации и социальной защищенности.
Любое физическое или юридическое лицо имеет право стать пользователем библиотеки в порядке, предусмотренном уставом данной библиотеки.
Все пользователи имеют равное право доступа и свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.
Каждый пользователь имеет право бесплатно получать в библиотеках доступ к информации, находящейся в библиотечном фонде и не составляющей государственную тайну.
В общедоступных библиотеках граждане имеют право:
а) стать пользователями библиотеки по предъявлению документа, удостоверяющего их личность, а несовершеннолетние - по оформлению поручительства родителями;
б) бесплатно получать любую информацию о составе ее фондов и наличии в фонде конкретного документа;
в) бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) бесплатно получать для временного пользования на срок, определенный договором, любой документ из фонда библиотеки;
д) бесплатно заказывать любой документ по библиотечному абонементу в соответствии с правилами данного вида обслуживания;
е) пользоваться услугами межбиблиотечного абонемента;
ж) пользоваться другими видами услуг, в том числе платных, перечень которых отнесен правилами пользования библиотеки к числу дополнительных;
з) обжаловать в административном и судебном порядке действия должностных лиц библиотеки, ущемляющие их права.
Лица детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, в специализированных детских и юношеских библиотеках, а также библиотеках общеобразовательных учреждений в соответствии с их уставами или положениями о библиотеке и правилами пользования.
Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов, в том числе на специальных носителях информации через сеть специальных государственных и других общедоступных библиотек.
Лица, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста, физических недостатков, имеют право получать документы через заочные и внестационарные формы обслуживания.
Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотекой.
Читатели, нарушившие эти правила и причинившие библиотеке ущерб, компенсируют причиненный ущерб в формах и размерах, установленных правилами пользования библиотекой, а в случаях, предусмотренных законодательством, они несут административную, гражданско-правовую (материальную) или уголовную ответственность.
Государственные и муниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы получают статус юридического лица с момента их регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.
Статус библиотеки закрепляется в уставе библиотеки и иных учредительных документах.
Библиотеки имеют право:
а) самостоятельно определять содержание, направление и конкретные формы своей профессиональной деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах;
б) определять структуру библиотек, штаты и формы оплаты труда работников библиотек в пределах имеющихся средств и в соответствии с действующим законодательством;
в) осуществлять хозяйственную деятельность для расширения перечня услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не противоречит уставу и не наносит ущерба их основной деятельности;
г) определять источники пополнения библиотечного фонда и заключать договоры на приобретение и доставку документов;
д) определять порядок внесения и сумму залога при предоставлении пользователям во временное пользование редких и ценных документов и библиотечных фондов;
е) осуществлять международное сотрудничество в сфере библиотечного дела;
ж) участвовать на конкурсной или иных основах в реализации федеральных или региональных программ развития библиотечного дела;
з) корректировать правила пользования библиотекой;
и) принимать меры по возмещению и компенсации ущерба, нанесенного библиотеке в результате нарушения пользователями установленных правил библиотечного обслуживания;