1.1. Уровни системы образования
1.1.1. Дошкольное образование
действуют 154 дошкольных образовательных учреждения с контингентом детей 6038 человек; 64 детских сада (42%) являются национальными; программы дошкольного образования реализуются в 11 образовательных учреждениях "Начальная школа - детский сад", в 9 основных школах, где детские сады функционируют как структурные подразделения; охват детей дошкольным образованием составляет 56% (по России -50%);
накоплен опыт дошкольных образовательных учреждений по использованию программ нового поколения;
завершается аттестация ДОУ, государственную аккредитацию прошли 26 учреждений (18%). Нерешенные проблемы:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- ограниченные возможности для получения дошкольного образования для многих детей;
- отсутствие полноценной развивающей среды;
- отсутствие системы ранней диагностики детей, имеющих проблемы в развитии.
1.1.2. Общее образование
В округе 177 общеобразовательных учреждений с общим охватом 23967 чел.;
при общем сокращении сети общеобразовательных учреждений количество средних и основных школ остается неизменным ;
функционируют 78 общеобразовательных учреждения с преподаванием родного (коми-пермяцкого) языка и литературы с охватом примерно 6 тыс. человек;
увеличилось число выпускников 9-х классов, продолжающих дальнейшее обучение: 55% - в 10-х классах, 25% - в учреждениях начального профессионального образования, 15% - в учреждениях среднего профессионального образования;
ежегодно 1,5 - 2% учащихся второй ступени заканчивают учебу с аттестатами особого образца, 2,5 - 3% выпускников 11 классов - медалисты;
заканчивается переход начальной школы на 4-х летнее обучение: лишь 3% первоклассников 2000 года начали заниматься по трехлетней программе обучения;
обновление содержания образования на II и Ш ступени идет в следующих направлениях: углубление и расширение базового компонента; введение новых предметов (граждановедение, экономика, экология, психология, риторика, валеология, культура речи); формирование системы знаний о родном крае (история и культура коми-пермяцкого народа, история Прикамья, литературное краеведение и т.д.). Нерешенные проблемы:
- снижение качества обученности;
- ослабление воспитательного потенциала образования;
- неразработанность национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов, его программно-методического обеспечения;
- ухудшение здоровья детей;
- отсутствие системы ранней диагностики детей с отклонениями в развитии;
- отсутствие нормативно-правового регулирования организации дифференцированного и индивидуального обучения.
1.1.3. Специальное образование
в округе функционирует 4 учреждения специального образования. В общеобразовательных школах оказывают квалифицированную помощь детям 21 педагог-психолог, 7 учителей-дефектологов, 20 учителей-логопедов. Вопросами ранней диагностики занимается психолого-медико-педагогическая служба;
осуществлен комплекс мер по трудовой и социальной реабилитации умственно-отсталых выпускников коррекционных школ;
наметилась тенденция интеграции детей с аномалиями в развитии в общеобразовательные школы. Нерешенные проблемы:
- не налажено раннее выявление отклонений в развитии;
- отсутствует нормативно-правовое регулирование в организации индивидуального и дифференцированного обучения;