Деятельность органов опеки и попечительства по отношению к приемным семьям основывается на следующих принципах:
признания индивидуальности ребенка;
защиты ребенка от насилия и эксплуатации, уважения его интересов;
признания важности и уникальности для каждого ребенка опыта воспитания в семье, использования всех возможностей для устройства ребенка в семью;
учета мнения ребенка (выраженного в доступной для него форме, а с 10 лет только при его согласии) в процессе определения его в приемную семью и планирования мер по защите его интересов;
осуществления государственных мер по защите интересов ребенка в сотрудничестве с родителями, если это не противоречит его интересам;
использования всех средств для возврата ребенка в родную семью;
планирования работы по защите прав ребенка с учетом его возраста, пола, языка общения, национальной принадлежности, особенностей личности;
конфиденциальность информации о ребенке, его родной семье, приемных родителях;
признания труда приемного родителя по воспитанию ребенка социально значимым, квалификационным педагогическим трудом (в должности воспитателя);
признания необходимости максимально бережного отношения к приемной семье;
обеспечения приемного родителя (приемных родителей) необходимыми материальными средствами для воспитания и содержания ребенка;
необходимости подготовки и обучения приемных родителей с учетом выявленных трудностей в их деятельности и динамики развития нормативной базы;
учета мнений приемных родителей при разработке и принятии нормативных актов, регулирующих деятельность приемных семей;
своевременного доведения до сведения приемных родителей всех нормативных актов, регулирующих их деятельность;
признания недопустимости произвольного вмешательства в дела приемной семьи;
осуществления координации деятельности органов здравоохранения, социальной защиты, образования и других органов и учреждений, осуществляющих защиту прав и законных интересов детей.
Главным критерием оценки эффективности работы приемных родителей считать объективные данные о развитии ребенка, в частности состояние здоровья ребенка, физическое, психическое, нравственное развитие.