ЗАКОН
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 19 марта 2002 года N 225-зс
О внесении изменений и дополнений в Концепцию жилищной политики Ростовской области на период с 1999 по 2005 год
Принят
Законодательным Собранием
27 февраля 2002 года
(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Областной закон от 31.12.2003 N 91-ЗС).
(УТРАТИЛ СИЛУ:
Областной закон от 13.12.2005 N 409-ЗС, НГР:ru61000200500286).
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Концепцию жилищной политики Ростовской области на период с 1999 по 2005 год, утвержденную решением Законодательного Собрания Ростовской области от 30 ноября 1999 года N 36, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Статья 2. Администрации Ростовской области и органам местного самоуправления в Ростовской области в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Областного закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Областным законом.
Статья 3. Настоящий Областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации
(Губернатор) Ростовской области В.ЧУБ
г.Ростов-на-Дону
19 марта 2002 года
N 225-ЗС
Приложение
к Областному закону
"О внесении изменений
и дополнений в Концепцию
жилищной политики
Ростовской области
на период с 1999 по 2005 год"
КОНЦЕПЦИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 1999 ПО 2005 ГОД
Введение
Необходимость разработки настоящей Концепции жилищной политики Ростовской области на период с 1999 по 2005 год (далее - Концепция) обусловлена нарастанием неблагоприятных тенденций в обеспечении граждан жильем из-за относительного уменьшения объемов ввода нового жилья, снижения реальных доходов населения, а также продолжающегося роста физического износа существующего жилищного фонда и низкой степени его благоустройства. Непринятие срочных мер по решению этих вопросов может привести к серьезным социальным проблемам.
Концепция разработана на основе Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", программы реформирования ЖКХ Ростовской области на 1997 - 2003 год, а также федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" государственная жилищная политика направлена на сокращение прямого государственного участия и повышение роли рыночных механизмов в решении жилищной проблемы граждан. Государственная программа "Жилище" определила основные направления жилищной реформы, структуру жилищного строительства по формам собственности и источникам финансирования, способствовала внедрению новых технологий в строительстве.
Принятая на основе программы "Жилище" федеральная программа "Свой дом" определяла механизм финансирования жилищного строительства в рыночных условиях, льготное бюджетное кредитование строительства индивидуальных жилых домов, основы внедрения ипотечного кредитования.
На основе этих государственных программ в 1998 году была утверждена областная целевая программа поддержки жилищного строительства. В программе был определен механизм ипотечного кредитования с использованием собственных средств населения и льготных бюджетных ссуд. Предусматривалась реализация пилотных проектов, направленных на оказание финансовой помощи гражданам для решения жилищных проблем и развитие новых методов поддержки строительства коммерческого и социального жилья (подпрограммы строительных сбережений и взаимного кредитования граждан).
В соответствии с Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)" для оперативного решения вопросов государственной поддержки жилищного строительства в Ростовской области созданы агентство жилищных программ, областная межведомственная комиссия по кредитным союзам и областная комиссия по внедрению ипотечного кредитования. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области выступило одним из соучредителей Российской ипотечной ассоциации.
Важнейшим фактором решения жилищной проблемы является реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства. В результате реализации мероприятий, предусмотренных программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области на 1997-2003 годы, в области завершено разграничение функций управления и хозяйственного ведения между собственниками жилья и предприятиями, организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги; разработана нормативная правовая база для демонополизации, развития конкурентной среды и формирования договорных отношений в жилищной сфере; осуществляется поэтапный переход отрасли к полной самоокупаемости и ликвидации перекрестного субсидирования населения при оплате коммунальных услуг. С целью защиты малоимущих слоев населения во всех городах и районах области предоставляются жилищные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
В то же время в результате недофинансирования отрасли не удалось кардинально решить проблему реконструкции, модернизации и капитального ремонта существующего жилищного фонда области. Площадь ветхого и аварийного жилья продолжает увеличиваться. Решение проблемы расселения граждан, проживающих в этом жилом фонде, и его реконструкция в ближайшее время может превратиться в одну из самых "болевых" точек экономики.
I. Социальный паспорт Ростовской области (по данным на 1 января 2001 года)
Ростовская область образована в 1937 году.
Население области составляет 4340,8 тыс. человек, в т.ч. 2930,5 тыс. человек (67,7 процента) - городское и 1410,9 тыс. человек (32,3 процента) - сельское.
Площадь территории области 100,8 тыс. кв.км.
Плотность населения 43,2 человек на кв.км.
Средняя обеспеченность жильем на 1 человека - 18,6 кв.м.
Административное деление:
- городов всего 23, в том числе областного подчинения - 16;
- административных районов - 43 .
Вклады населения в банки (на 1 жителя) - 698,9 руб.(по Российской Федерации - 932,8 руб.).
1. Анализ существующего жилищного фонда
По состоянию на 1 января 2001 года общая площадь жилищного фонда области составляет 81661.1 тыс.кв.м, в том числе в городской местности - 54137,1 тыс.кв.м, сельской - 27524 тыс.кв.м.
За последние годы существенно изменилась структура жилищного фонда области. В настоящее время более 82 процентов жилищного фонда области находится в частной собственности, 13,8 - в муниципальной, 2,1 - в государственной.
Удельный вес жилья, находящегося в муниципальной собственности, значительно увеличился за счет передачи в муниципальную собственность жилищного фонда предприятий и организаций области. За период с 1992 по 2000 год в муниципальную собственность принято 18,76 млн. кв.м жилья. Принимая во внимание, что на балансе муниципальных жилищных учреждений находятся так же приватизированные квартиры в многоэтажных домах, то в настоящее время органы муниципальных образований являются самыми крупными владельцами жилья.
Свыше 12 процентов государственного и муниципального жилищного фонда нуждается в неотложном капитальном ремонте, 12,7 общей площади жилищного фонда имеет износ более 40 процентов. Общая площадь ветхого и аварийного жилья составляет 1526,9 тыс. кв.м.
Уровень обеспеченности жилищного фонда по степени благоустройства составляет горячим водоснабжением - 47, центральным отоплением - 60, канализацией - 69, водопроводом - 66, газом - 79 процентов.
2. Анализ обеспеченности жильем населения области
Средняя обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного жителя области составляет 18,6 кв.м. В то же время продолжает оставаться острой проблема обеспечения жильем граждан, состоящих на квартирном учете, особенно граждан, имеющих льготы. Число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 1 января 2001 года и состоящих на учете в органах местного самоуправления, составляет 96833. Из них 6300 семей военнослужащих, уволенных в запас, 2372 семьи участников и инвалидов ВОВ, погибших военнослужащих и семей, приравненных к этим категориям граждан, 1232 семьи ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. В целом по области более 22 тыс. семей ожидают жилье более 10 лет, каждая двенадцатая семья, состоящая на учете, проживает в коммунальной квартире, каждая сороковая - в ветхом или аварийном фонде.
Динамика очередности на получение жилья по годам следующая:
1994 | - 177823 семьи, | 1998 | - 130109 семей; |
1995 | - 189000 семей; | 1999 | - 104605 семей; |
1996 | - 159257 семей; | 2000 | - 96833 семей. |
1997 | - 151998 семей; |
Приватизация жилищного фонда и создание вторичного рынка жилья позволили собственникам активно перераспределить излишки жилой площади и улучшить жилищные условия многих семей. Кроме того, значительное число семей улучшили жилищные условия за счет строительства собственного жилья, в т.ч. индивидуального.
В результате изменения формы собственности государственных предприятий практически были ликвидированы очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предприятиях и в организациях. В то же время наблюдается увеличение количества семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в результате миграционных процессов и роста объемов ветхого и аварийного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации бесплатное или за доступную плату жилье по установленным социальным нормам из государственного, муниципального и других жилищных фондов предоставляется малоимущим и иным, указанным в законе, категориям граждан. При этом не были внесены соответствующие изменения в другие нормативные правовые акты, определяющие порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не утвержден механизм отнесения граждан к категории малоимущих. В результате чего до настоящего времени в области действуют утвержденные в 1991 году Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений.
3. Динамика жилищного строительства
За последние годы наблюдается незначительный рост объемов ввода жилья в эксплуатацию.
Годы | Ввод жилья всего, тыс. кв. м | в том числе индивидуального | % индивидуального от общего ввода |
1994 | 994,7 | 342,3 | 34,4 |
1995 | 1051,2 | 377,0 | 35,9 |
1996 | 1001,4 | 441,7 | 44,1 |
1997 | 844,9 | 419,4 | 49,6 |
1998 | 894,8 | 555,2 | 62,0 |
1999 | 952,7 | 613,1 | 64,3 |
2000 | 976,2 | 614,1 | 62,9 |
Динамика ввода жилья показывает, что прирост объемов идет в основном за счет строительства индивидуального жилья. Государственные инвестиции в жилищное строительство сократились, а предприятия всех форм собственности, имея недостаток оборотных средств, не в состоянии строить бесплатное жилье для своих работников и квартиры для реализации на рынке жилья.
Учитывая большую потребность населения области в улучшении жилищных условий и наличие у населения значительных сбережений, можно прогнозировать рост жилищного строительства в области от 5 до 10 процентов ежегодно при условии создания благоприятной среды для инвестиций в жилищную сферу.
II. Цель и задачи Концепции
Основной целью жилищной политики Ростовской области на 1999 - 2005 годы является обеспечение социальных гарантий и прав граждан.
Концепция определяет вопросы строительства и реконструкции жилья государственного, муниципального, общественного и индивидуального жилищных фондов; создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий и организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных инвесторов, кредитов банков и др. источников); развития частной собственности и конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда; производства строительных материалов, изделий и предметов домоустройства; перехода жилищно-коммунального хозяйства области на полное самофинансирование, кардинального изменения механизма финансирования и инвестирования отрасли с одновременным усилением адресной защиты малоимущих групп населения и устранением перекрестного дотирования отрасли.
Социальная и общественная значимость Концепции состоит в том, что жилищная политика области ориентируется на стабилизацию положения в жилищном секторе при соблюдении социальных гарантий незащищенных слоев населения.
Основными задачами Концепции являются:
обеспечение бесплатным или за доступную цену жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих на это право в соответствии с законодательством Российской Федерации;
совершенствование адресной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при строительстве и приобретении жилья (предоставление жилищных субсидий);
внедрение доступных для населения систем долгосрочного (ипотечного) кредитования и других форм внебюджетного финансирования для строительства или приобретения жилья;
строительство социального жилья за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
решение вопросов обеспечения земельными участками для строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры, обеспечение их инженерными коммуникациями, совершенствование градостроительных подходов к жилищному строительству;