Недействующий

ЗАКОН

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 19 марта 2002 года N 225-зс

О внесении изменений и дополнений в Концепцию жилищной политики Ростовской области на период с 1999 по 2005 год

Принят

Законодательным Собранием

27 февраля 2002 года


(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Областной закон от 31.12.2003 N 91-ЗС).

(УТРАТИЛ СИЛУ:

Областной закон от 13.12.2005 N 409-ЗС, НГР:ru61000200500286).


Статья 1. Внести изменения и дополнения в Концепцию жилищной политики Ростовской области на период с 1999 по 2005 год, утвержденную решением Законодательного Собрания Ростовской области от 30 ноября 1999 года N 36, изложив ее в новой редакции (прилагается).


Статья 2. Администрации Ростовской области и органам местного самоуправления в Ростовской области в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Областного закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Областным законом.


Статья 3. Настоящий Областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации

(Губернатор) Ростовской области В.ЧУБ

г.Ростов-на-Дону

19 марта 2002 года


N 225-ЗС


Приложение
к Областному закону
"О внесении изменений
и дополнений в Концепцию
жилищной политики
Ростовской области
на период с 1999 по 2005 год"

КОНЦЕПЦИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 1999 ПО 2005 ГОД

Введение


Необходимость разработки настоящей Концепции жилищной политики Ростовской области на период с 1999 по 2005 год (далее - Концепция) обусловлена нарастанием неблагоприятных тенденций в обеспечении граждан жильем из-за относительного уменьшения объемов ввода нового жилья, снижения реальных доходов населения, а также продолжающегося роста физического износа существующего жилищного фонда и низкой степени его благоустройства. Непринятие срочных мер по решению этих вопросов может привести к серьезным социальным проблемам.

Концепция разработана на основе Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", программы реформирования ЖКХ Ростовской области на 1997 - 2003 год, а также федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" государственная жилищная политика направлена на сокращение прямого государственного участия и повышение роли рыночных механизмов в решении жилищной проблемы граждан. Государственная программа "Жилище" определила основные направления жилищной реформы, структуру жилищного строительства по формам собственности и источникам финансирования, способствовала внедрению новых технологий в строительстве.

Принятая на основе программы "Жилище" федеральная программа "Свой дом" определяла механизм финансирования жилищного строительства в рыночных условиях, льготное бюджетное кредитование строительства индивидуальных жилых домов, основы внедрения ипотечного кредитования.

На основе этих государственных программ в 1998 году была утверждена областная целевая программа поддержки жилищного строительства. В программе был определен механизм ипотечного кредитования с использованием собственных средств населения и льготных бюджетных ссуд. Предусматривалась реализация пилотных проектов, направленных на оказание финансовой помощи гражданам для решения жилищных проблем и развитие новых методов поддержки строительства коммерческого и социального жилья (подпрограммы строительных сбережений и взаимного кредитования граждан).

В соответствии с Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)" для оперативного решения вопросов государственной поддержки жилищного строительства в Ростовской области созданы агентство жилищных программ, областная межведомственная комиссия по кредитным союзам и областная комиссия по внедрению ипотечного кредитования. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области выступило одним из соучредителей Российской ипотечной ассоциации.

Важнейшим фактором решения жилищной проблемы является реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства. В результате реализации мероприятий, предусмотренных программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области на 1997-2003 годы, в области завершено разграничение функций управления и хозяйственного ведения между собственниками жилья и предприятиями, организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги; разработана нормативная правовая база для демонополизации, развития конкурентной среды и формирования договорных отношений в жилищной сфере; осуществляется поэтапный переход отрасли к полной самоокупаемости и ликвидации перекрестного субсидирования населения при оплате коммунальных услуг. С целью защиты малоимущих слоев населения во всех городах и районах области предоставляются жилищные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

В то же время в результате недофинансирования отрасли не удалось кардинально решить проблему реконструкции, модернизации и капитального ремонта существующего жилищного фонда области. Площадь ветхого и аварийного жилья продолжает увеличиваться. Решение проблемы расселения граждан, проживающих в этом жилом фонде, и его реконструкция в ближайшее время может превратиться в одну из самых "болевых" точек экономики.

I. Социальный паспорт Ростовской области (по данным на 1 января 2001 года)


Ростовская область образована в 1937 году.

Население области составляет 4340,8 тыс. человек, в т.ч. 2930,5 тыс. человек (67,7 процента) - городское и 1410,9 тыс. человек (32,3 процента) - сельское.

Площадь территории области 100,8 тыс. кв.км.

Плотность населения 43,2 человек на кв.км.

Средняя обеспеченность жильем на 1 человека - 18,6 кв.м.

Административное деление:

- городов всего 23, в том числе областного подчинения - 16;

- административных районов - 43 .

Вклады населения в банки (на 1 жителя) - 698,9 руб.(по Российской Федерации - 932,8 руб.).

1. Анализ существующего жилищного фонда


По состоянию на 1 января 2001 года общая площадь жилищного фонда области составляет 81661.1 тыс.кв.м, в том числе в городской местности - 54137,1 тыс.кв.м, сельской - 27524 тыс.кв.м.

За последние годы существенно изменилась структура жилищного фонда области. В настоящее время более 82 процентов жилищного фонда области находится в частной собственности, 13,8 - в муниципальной, 2,1 - в государственной.

Удельный вес жилья, находящегося в муниципальной собственности, значительно увеличился за счет передачи в муниципальную собственность жилищного фонда предприятий и организаций области. За период с 1992 по 2000 год в муниципальную собственность принято 18,76 млн. кв.м жилья. Принимая во внимание, что на балансе муниципальных жилищных учреждений находятся так же приватизированные квартиры в многоэтажных домах, то в настоящее время органы муниципальных образований являются самыми крупными владельцами жилья.

Свыше 12 процентов государственного и муниципального жилищного фонда нуждается в неотложном капитальном ремонте, 12,7 общей площади жилищного фонда имеет износ более 40 процентов. Общая площадь ветхого и аварийного жилья составляет 1526,9 тыс. кв.м.

Уровень обеспеченности жилищного фонда по степени благоустройства составляет горячим водоснабжением - 47, центральным отоплением - 60, канализацией - 69, водопроводом - 66, газом - 79 процентов.

2. Анализ обеспеченности жильем населения области


Средняя обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного жителя области составляет 18,6 кв.м. В то же время продолжает оставаться острой проблема обеспечения жильем граждан, состоящих на квартирном учете, особенно граждан, имеющих льготы. Число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 1 января 2001 года и состоящих на учете в органах местного самоуправления, составляет 96833. Из них 6300 семей военнослужащих, уволенных в запас, 2372 семьи участников и инвалидов ВОВ, погибших военнослужащих и семей, приравненных к этим категориям граждан, 1232 семьи ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. В целом по области более 22 тыс. семей ожидают жилье более 10 лет, каждая двенадцатая семья, состоящая на учете, проживает в коммунальной квартире, каждая сороковая - в ветхом или аварийном фонде.

Динамика очередности на получение жилья по годам следующая:

1994

- 177823 семьи,

1998

- 130109 семей;

1995

- 189000 семей;

1999

- 104605 семей;

1996

- 159257 семей;

2000

- 96833 семей.

1997

- 151998 семей;

Приватизация жилищного фонда и создание вторичного рынка жилья позволили собственникам активно перераспределить излишки жилой площади и улучшить жилищные условия многих семей. Кроме того, значительное число семей улучшили жилищные условия за счет строительства собственного жилья, в т.ч. индивидуального.

В результате изменения формы собственности государственных предприятий практически были ликвидированы очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предприятиях и в организациях. В то же время наблюдается увеличение количества семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в результате миграционных процессов и роста объемов ветхого и аварийного жилищного фонда.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации бесплатное или за доступную плату жилье по установленным социальным нормам из государственного, муниципального и других жилищных фондов предоставляется малоимущим и иным, указанным в законе, категориям граждан. При этом не были внесены соответствующие изменения в другие нормативные правовые акты, определяющие порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не утвержден механизм отнесения граждан к категории малоимущих. В результате чего до настоящего времени в области действуют утвержденные в 1991 году Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений.

3. Динамика жилищного строительства


За последние годы наблюдается незначительный рост объемов ввода жилья в эксплуатацию.

Годы

Ввод жилья всего,  тыс. кв. м

в том числе  индивидуального

% индивидуального от общего ввода

1994

994,7

342,3

34,4

1995

1051,2

377,0

35,9

1996

1001,4

441,7

44,1

1997

844,9

419,4

49,6

1998

894,8

555,2

62,0

1999

952,7

613,1

64,3

2000

976,2

614,1

62,9

Динамика ввода жилья показывает, что прирост объемов идет в основном за счет строительства индивидуального жилья. Государственные инвестиции в жилищное строительство сократились, а предприятия всех форм собственности, имея недостаток оборотных средств, не в состоянии строить бесплатное жилье для своих работников и квартиры для реализации на рынке жилья.

Учитывая большую потребность населения области в улучшении жилищных условий и наличие у населения значительных сбережений, можно прогнозировать рост жилищного строительства в области от 5 до 10 процентов ежегодно при условии создания благоприятной среды для инвестиций в жилищную сферу.

II. Цель и задачи Концепции


Основной целью жилищной политики Ростовской области на 1999 - 2005 годы является обеспечение социальных гарантий и прав граждан.

Концепция определяет вопросы строительства и реконструкции жилья государственного, муниципального, общественного и индивидуального жилищных фондов; создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий и организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных инвесторов, кредитов банков и др. источников); развития частной собственности и конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда; производства строительных материалов, изделий и предметов домоустройства; перехода жилищно-коммунального хозяйства области на полное самофинансирование, кардинального изменения механизма финансирования и инвестирования отрасли с одновременным усилением адресной защиты малоимущих групп населения и устранением перекрестного дотирования отрасли.

Социальная и общественная значимость Концепции состоит в том, что жилищная политика области ориентируется на стабилизацию положения в жилищном секторе при соблюдении социальных гарантий незащищенных слоев населения.

Основными задачами Концепции являются:

обеспечение бесплатным или за доступную цену жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих на это право в соответствии с законодательством Российской Федерации;

совершенствование адресной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при строительстве и приобретении жилья (предоставление жилищных субсидий);

внедрение доступных для населения систем долгосрочного (ипотечного) кредитования и других форм внебюджетного финансирования для строительства или приобретения жилья;

строительство социального жилья за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования;

решение вопросов обеспечения земельными участками для строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры, обеспечение их инженерными коммуникациями, совершенствование градостроительных подходов к жилищному строительству;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»