Недействующий

О Региональной межведомственной программе развития системы компенсирующего обучения на 2002-2004 годы (утратило силу с 1 января 2002 года на основании распоряжения Главы Администрации Ростовской области от 11 января 2002 года N 19)

III. Характеристика проблемы


В настоящее время в образовательных учреждениях Ростовской области, как и по всей России, происходит постоянное увеличение числа детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.

По данным психолого-педагогического исследования, проведенного в 2000 году в Ростовской области, количество детей с такими проблемами составляет 21,6 процента от общего числа учащихся. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30 процентов и более.

Причинами школьной неуспешности является ухудшение здоровья и увеличение количества детей, относящихся к группе риска.

В последние годы увеличилось число детей, рождающихся с врожденными аномалиями развития и наследственными заболеваниями, а также с травмами центральной нервной системы. Показатель общей заболеваемости детей, по сравнению с 1999 годом, увеличился на 2,4 процента. За 9 лет обучения в школе (с первого класса по девятый) количество здоровых школьников сокращается в 4-5 раз, составляя лишь 10-15 процентов от общего числа учеников.

Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс форм активной педагогической помощи наиболее трудной в воспитательном отношении категории детей - детям группы риска.

Количество детей, нуждающихся в адекватной форме обучения, расширяется за счет детей-мигрантов, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных и беспризорных детей.

Социально-педагогический мониторинг, проведенный в сентябре 2000 года, в области выявил 2445 детей школьного возраста, вообще не посещающих общеобразовательные учреждения. Из них 31,7 процента не обучаются по социально обусловленным причинам (воспитание в семье асоциального типа и прочие), 23,7 процента - по причине неподготовленности к школе (языковые проблемы, национальные традиции и прочие), 11,1 процента - по материальным причинам (не смогли приобрести ученические принадлежности, одежду и прочие), 33,5 процента - по другим причинам.

Из-за нехватки штатных психолого-медико-педагогических комиссий не все дети и подростки с особенностями психофизического развития своевременно выявлялись и получали необходимую им психолого-педагогическую и медико-социальную помощь. Не всем обследованным детям была предоставлена адекватная форма обучения, так как общеобразовательные учреждения не располагали условиями, необходимыми для организации обучения детей с особенностями психофизического развития и поведения.

Незанятость детей учебой, нахождение вне контроля общеобразовательных учреждений, особенно с отклонениями в развитии и поведении, способствуют их вовлечению в правонарушения, употреблению психоактивных веществ.

Однако, при условии оказания специальной помощи проблемным детям, детям группы риска, детям с особыми нуждами недостатки их психофизического и социального развития могут быть устранены или в достаточной степени сглажены.

Таким образом, в ряд первоочередных задач развития образовательного комплекса области выдвигается создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в обучении. Для решения этой проблемы необходимо формирование и paзвитие региональной системы компенсирующего обучения, открытие классов и групп компенсирующей направленности, учреждений психолого-педагогической и медико-социальной помощи, деятельность которых будет направлена на исправление имеющихся дефектов личности ребенка, преодоление школьной и социальной дезадаптации, раскрытие его потенциальных возможностей, развитие скрытых способностей.

В целом, система работы в условиях компенсирующего обучения направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения и воспитания, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Развитие системы компенсирующего обучения в целом позволит расширить возможности оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, нуждающимся в особых условиях организации учебно-воспитательного процесса.