Недействующий

О Региональной межведомственной программе развития системы компенсирующего обучения на 2002-2004 годы (утратило силу с 1 января 2002 года на основании распоряжения Главы Администрации Ростовской области от 11 января 2002 года N 19)

     Раздел 3. Создание условий для реализации комплексного сопровождения проблемного ребенка в образовательных учреждениях области


Система компенсирующего обучения - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Реализация коррекционно-развивающих мероприятий возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов компенсирующего обучения (ККО) и наличии территориальных служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Основными структурными элементами системы компенсирующего обучения являются:

классы (группы) компенсирующей направленности в составе общеобразовательных школ (дошкольных общеобразовательных учреждений);

учреждения психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам.

Наряду с названными, структурными элементами системы компенсирующего обучения являются службы и подразделения, выполняющие консультативно-диагностические функции:

психолого-медико-педагогические комиссии и консультации (областная, территориальные, кустовые);

консультативно-диагностические пункты (службы, в том числе выездные);

психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений.

Данные педагогического мониторинга дают основание для следующего вывода: в результате открытия классов компенсирующего обучения значительно сокращается количество второгодников и несовершеннолетних правонарушителей.

Классы компенсирующего обучения могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих специально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилактической помощи данной категории детей и подростков. Функционирование данной системы обеспечивается реализацией диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности образовательного учреждения.

В настоящее время коррекционно-развивающее обучение представлено: классами компенсирующего обучения, классами выравнивания, классами адаптации, классами педагогической поддержки, классами здоровья и т.д. В Ростовской области в общеобразовательных учреждениях функционируют три вида классов коррекционно-развивающей направленности (181 класс коррекционно-развивающего обучения, 283 класса выравнивания для детей с задержкой психического развития и 288 классов компенсирующего обучения). В 2000-2001 учебном году в Ростовской области число детей, обучающихся в этих классах, составило 10381 человек.

В связи с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196 "О Типовом положении общеобразовательного учреждения", пункт 29 которого разрешает "в общеобразовательных учреждениях по согласованию с учредителем и с учетом интересов родителей (законных представителей) открывать классы компенсирующего обучения", появилась возможность урегулировать терминологические понятия коррекционно-развивающего обучения и указать органам управления образованием на необходимость открытия только классов компенсирующего обучения.

Диагностико-консультативную и психолого-педагогическую помощь проблемным детям оказывают 27 психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и 17 учреждений психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры).

Однако, большое количество детей группы риска в настоящее время не охвачены адекватными для них формами организации учебно-воспитательного процесса.

Требует пересмотра и организация индивидуального обучения больных детей. Специальное исследование этой проблемы выявило отсутствие необходимой специализированной помощи ребенку, находящемуся на надомном обучении, со стороны специалистов - психологов, дефектологов; отсутствие системы контроля со стороны образовательных учреждений за качеством образовательного процесса надомного обучения. Большинство детей, находящихся в течение ряда лет на надомном обучении, не имеет возможности сдать экзамены за курс основной школы на общих основаниях. Минимальный контакт с внешней средой, ограниченность пространства жизнедеятельности, недостаток общения со сверстниками не способствуют социализации личности больного ребенка, приводят к социальной неадекватности, изолированности; формируют комплекс неполноценности. Выход из сложившейся ситуации - в изменении подходов к организации учебного процесса для длительно болеющих детей. Одной из оптимальных моделей организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи больным детям может стать школа индивидуального обучения - интегрированная форма организации учебно-воспитательного процесса, способная решать задачи квалифицированной помощи детям, нуждающимся в особых подходах и методах обучения и воспитания.

Организация действенной помощи детям с проблемами в обучении и развитии требует координации усилий и организации продуктивных связей между всеми заинтересованными ведомствами: образованием, здравоохранением, социальной защитой, правоохранительными органами, а также привлечения внимания законодательных органов и широкой общественности.