В области электроэнергетики основные направления региональной экономической политики связаны с продолжением структурных реформ и переходом к конкурентным отношениям производителей электроэнергии, созданием высокопроизводительных и экологически приемлемых энергомощностей и выведением из эксплуатации физически и морально устаревшего оборудования.
Учитывая значительную изношенность оборудования на электростанциях Ростовэнерго и Новочеркасской ГРЭС и уменьшение пропускной способности связей с Центром из-за потери электрических связей через ОЭС Украины, энергетическая отрасль по мере выхода промышленного производства из кризиса и достижения прежнего уровня электропотребления может оказаться не в состоянии в полном объеме удовлетворить потребности экономики региона в электроэнергии.
Для обеспечения готовности покрытия нагрузок необходимо расширение, модернизация и техперевооружение существующих и по мере роста спроса на электроэнергию и тепло-строительство новых энергоисточников.
Развитие электроэнергетики области должно базироваться на применении высокоэффективных и экологически чистых технологий производства, использовании экологически чистого оборудования для новых электростанций и снижении вредного воздействия на окружающую среду.
Учитывая реальное состояние экономики области, динамику изменения потребительского спроса на электроэнергию и тепло, а также финансовое состояние отрасли, развитие энергетики на ближайшую перспективу предусматривает в первую очередь модернизацию и техническое перевооружение действующих электростанций с целью продления их срока службы.
Наличие в области значительных запасов твердого топлива предопределяет ориентацию энергетики на использование в качестве топлива для базовых электростанций угля местных месторождений с применением новых технологий его сжигания.
В связи с этим в ближайшее время необходимо завершить строительство опытно-промышленной установки на Несветай ГРЭС, на которой необходимо отработать технологию сжигания низкокачественных углей в котле с циркулирующим слоем и новую технологию газификации и сжигания угля в аэрошлаковом расплаве. Эта технология, не имеющая аналогов в мировой практике и значительно снижающая отрицательное воздействие на окружающую среду, должна быть использована при строительстве базовой электростанции в будущем.
В среднесрочной перспективе энергетикам необходимо решить следующие задачи:
1. Прежде всего это развитие "малой" высокоэффективной энергетики на базе газотурбинной и газодвигательной технологий с комбинированной выработкой электроэнергии и тепла для отдельных микрорайонов, малых и средних городов, производственных комплексов, максимально приближенных к потребителям тепловой и электрической энергии.
Строительство автономных ГТУ-ТЭЦ (вместо городских котельных) в районах жилищного строительства позволит освободиться в городах области от массы мелких неэффективных котельных, наносящих значительный ущерб окружающей среде. Это означает переход энергетики на новый качественный уровень, который даст примерно в 1,5 раза более интенсивный рост дешевой теплофикационной выработки электроэнергии и позволит поднять эффективность использования топлива на 10-15%. Эти электростанции менее капиталоемки, чем традиционные, позволяют сократить тепловые и электрические сети и избежать "замораживания" капиталов ввиду быстрого строительства.
2. Строительство малых парогазовых и газотурбинных электростанций мощностью 10-200 МВт на газовых месторождениях региона позволит получить значительное (до 50%) снижение себестоимости электроэнергии.
3. Существенное значение для электроэнергетики области будет иметь строительство электростанции мощностью 125 МВт с котлами ЦКС, работающими на отвальных породах угольных шахт. Используя отходы угольного производства, в огромных количествах накопившиеся на территориях угольных регионов, электростанция позволит снизить отрицательное воздействие на окружающую среду.
4. Независимо от сооружения генерирующих источников, учитывая уменьшение пропускной способности связей с Центром, из-за потери электрических связей с ОЭС Украины, рассматриваются варианты надежной связи ОЭС Северного Кавказа с ОЭС Центра, которые должны быть использованы для покрытия дефицита в ОЭС Северного Кавказа и в том числе в Ростовской области.
5. Осуществление активной политики сбережения электроэнергии на предприятиях и энергосбережения в энергетической отрасли (использование тепла уходящих газов, охлаждающей воды, повышение использования тепла, топлива, турбодетандерные установки и др.).
В долгосрочной перспективе:
1. Приоритетным направлением развития энергетики для Ростовской области (как угольного региона) является строительство базовой угольной электростанции на твердом топливе (Ново-Ростовской ГРЭС) с оборудованием, использующим технологию экологически чистого сжигания угля в циркулирующем кипящем слое, которая должна сыграть большое значение для подъема угольной отрасли региона и надежности электроснабжения области.
2. Развитие и использование в долгосрочной перспективе "малой" энергетики на базе возобновляемых природных ресурсов (солнечной и ветровой энергии, биогаза, тепловых насосов и пр.).
Электроэнергетика - капиталоемкая отрасль, и создание новых мощностей потребует значительного времени и затрат. Поэтому при положительном решении о пуске в эксплуатацию Ростовской АЭС следует, используя "атомную" паузу, интенсифицировать работы по проектированию и строительству новых мощностей тепловой энергетики.
Ввод в эксплуатацию двух энергоблоков Ростовской АЭС позволит Ростовской области стать избыточной как по электроэнергии, так и по мощности, и решить проблему энергообеспечения потребителей области на весь рассматриваемый период, а также снизить дефицит в электроэнергии на Северном Кавказе. Начиная с 2005 года область будет иметь существенную прибыль от экспорта электроэнергии, что положительно скажется на развитии ее экономики. Кроме того, ввод в эксплуатацию Ростовской АЭС позволит снизить средний тариф на электроэнергию для потребителей области на 12-15%.
Механизм реализации Концепции развития электроэнергетики должен соответствовать ожидаемой экономической ситуации в области и, прежде всего, динамике изменения спроса на энергоресурсы. При остром недостатке в регионе собственных инвестиционных ресурсов и сокращении масштабов финансовой поддержки инвесторов за счет федерального бюджета необходимо создать предпосылки для активизации инвестиционной деятельности, в том числе и за счет выполнения организационных мер:
1. На первом этапе реализуется ограниченное количество первоочередных инвестиционных проектов, отобранных с учетом их высокой коммерческой эффективности и способности быстрого возврата заемных средств, величины вклада реализуемых проектов в формирование инвестиционного потенциала области, объема ожидаемых поступлений в областной и федеральный бюджеты.
2. В сложившихся экономических условиях наиболее вероятной формой получения инвестиций для развития энергетики представляется привлечение отечественных и зарубежных инвесторов с использованием различных форм сотрудничества, таких как кредит, долевое участие, лизинг, облигационные займы и пр.
3. Увеличение числа субъектов федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ).
4. Создание регионального оптового рынка электроэнергии и мощности (РОРЭМ).
5. Осуществление поэтапного прекращения перекрестного субсидирования и сокращение объема льготного потребления электроэнергии и тепла.
6. Восстановление и развитие научно-технического потенциала области, в том числе научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов, специализирующихся в электроэнергетике.