В федеративном государстве выработка внешнеэкономической политики делегируется Федеральному центру. Это задает определенные рамки деятельности региональных органов власти, всех участников ВЭД и степени внешнеэкономической самостоятельности региона.
На федеральном уровне для реализации и раскрытия принципа усиления государственного регулирования необходимо:
четкое разграничение полномочий и обязанностей в сфере ВЭД между федеральными органами и их региональными представительствами (проблемы валютного контроля, порядок лицензирования, применение налогового законодательства).
Дублирование и нечеткость функций федеральных органов управления ВЭД приводят к созданию собственных контролирующих подразделений каждым из них, неэффективному использованию бюджетных средств на управление.
На региональном уровне к компетенции и ответственности региональных властей относятся:
Организованное лоббирование внешнеэкономических решений на федеральном уровне в интересах региона. Ключевым моментом является не столько защита интересов отдельных региональных предприятий, сколько комплексно-технологический, отраслевой или системный подход, а также вопросы бюджетной эффективности предлагаемых проектов и программ.
Среди первоочередных вопросов, которые необходимо поднять региональным администраторам на федеральном уровне:
- изменение приоритетов в государственной таможенно-тарифной политике, перенос акцента с фискальных на протекционистские меры, особенно для несырьевых секторов производства;
- совершенствование системы валютного контроля. Разработка четких и ясных правил. Предельное ужесточение контроля за капитальными операциями (вывоз капитала и получение займов) и либерализация текущих экспортных операций.