Недействующий

О Концепции экономической политики Ростовской области (утратил силу)

     
Особенности, состояние и тенденции развития внешнеэкономического комплекса Ростовской области


Ростовская область была и остается лидером внешнеэкономических связей Юга России, центром деловой активности и инфраструктурного обеспечения международного сотрудничества. На территории Ростовской области размещаются представительства международных и иностранных организаций, работают важнейшие для внешнеэкономической деятельности региональные организации федеральных органов управления, включая Северо-Кавказское таможенное управление.

Предприятия и организации Ростовской области осуществляют наибольший на Юге России объем экспортно-импортных операций. Область имеет наиболее прогрессивную структуру экспорта в части поставок на экспорт машинотехнической продукции.

Десятилетний период развития самостоятельных внешнеэкономических связей на уровне отдельных регионов показал тенденции, которые необходимо учитывать при разработке стратегии. Наиболее важные из них:

- сокращение числа региональных участников внешнеторговых операций (на 60% в 1998 году по отношению к 1994 году), укрупнение внешнеторговых сделок и дальнейшая концентрация законодательной и практической внешнеторговой активности на федеральном уровне;

- государственная монополия внешнеэкономической деятельности, существовавшая до 1987 года, в настоящее время все более и более сменяется экономической, финансовой и посреднической монополией федеральных органов и фирм, базирующихся в центре. Этот вывод можно сделать, опираясь на:

а) сохраняющиеся тесные связи ведущих предприятий-экспортеров машинотехнической продукции с бывшими внешнеторговыми объединениями. Государственная поддержка экспортеров практически не выходит за рамки привычных схем, а региональные экспортеры слишком слабы для достойной конкуренции мощным международным и российским корпорациям;

б) сокращение прямых потоков импортных грузов, проходящих через местные таможенные органы и увеличение "скрытого импорта", т.е. опосредованного, проходящего таможенную очистку в Москве;

в) благоприятное и протекционистское транспортно-экспедиторское обслуживание и условия доставки грузов из Москвы, что приводит к кризису местных транспортных компаний;

г) смену концепции предоставления международной технической помощи с ориентацией на базирование и управление проектами из центральных офисов и создание только небольших, пилотных проектов в регионах;

д) ужесточение контроля и ограничение прав участников ВЭД в торговом сотрудничестве в связи с решениями по валютным вопросам (обязательная продажа, ограничение покупки ресурсов, кроме импортных контрактов);

- формирование региональных центров внешнеторговой активности, основанных на потоках сырьевых экспортных ресурсов (в большей степени) и прямых импортных поставках (в меньшей степени). Такие центры имеют пространственные границы, приблизительно совпадающие с крупными экономическими регионами. В этих регионах наблюдается высокая конкуренция между региональными филиалами базирующихся в центре и вне региона компаний и местными организациями, которые самостоятельно работают на внешнем рынке.

Критериями успеха в межрегиональной конкурентной борьбе выступают: наличие стратегии, финансовые ресурсы, профессиональный уровень руководителей и исполнителей, развитие инфраструктуры, доступ к иностранным партнерам и маркетинговой информации о внешних рынках. По-прежнему регионы уступают центру практически по всем вышеперечисленным критериям.

Поле внешнеторговой самостоятельности регионов федерации по-прежнему остается объективно ограниченным. Ситуация определяется существующим механизмом подготовки и принятия основных решений по таможенной, банковской и промышленной политике на федеральном уровне.

Опыт инвестиционного сотрудничества и получения технической помощи предприятиями и организациями региона показывает, что необходим относительно длительный период подготовки предприятий и организаций к освоению иностранных инвестиций. Этапы сотрудничества, как правило, включают три обязательных стадии: торговое (коммерческое и маркетинговое) партнерство - простая кооперация (сборка из комплектующих) - совместное производство и научные разработки. Ростовская область в настоящее время находится в процессе подготовки ко второму этапу сотрудничества.

Цель внешнеэкономической деятельности заключается в эффективном использовании потенциала международного сотрудничества для комплексного социально-экономического развития региона, обеспечивающего:

- рост уровня жизни, сохранение и развитие человеческого потенциала;

- повышение эффективности и конкурентоспособности экономики.

Подцелями общей стратегической цели являются:

- переход на международные правила ведения бизнеса и освоение современной культуры предпринимательства;

- создание механизмов защиты от дискриминационных форм, методов участия предприятий и организаций региона в международной торговле и сотрудничестве;

- умелое использование опыта международной кооперации в качестве источника передовых технологий (управленческих, информационных, производственных);

- закрепление за Ростовской областью лидирующей роли в сфере ВЭД на Юго-Западе России.

В течение последних лет работа на внешнем рынке для многих участников ВЭД является стабильным источником получения доходов, необходимого технологического оборудования и технологий, качественных сырья и материалов.

Для России ВЭД является крупной и растущей доходной статьей федерального бюджета.

Активная работа на внешнем рынке приводит к глубокой интеграции экономики региона в международное разделение труда, выделяя внешнеторговый фактор как один из решающих для сохранения политической стабильности, в том числе в период предстоящих выборных кампаний.

Важно отметить, что внешнеэкономическая деятельность не является краткосрочным приоритетом экономики и не дает немедленной отдачи, а скорее является долгосрочным фактором, имеющим стратегическое, отложенное влияние на экономику, связанное с таким фундаментальным понятием, как конкурентоспособность. ВЭД - это средство экономического и социального развития и одновременно своеобразный индикатор его наличия, глубины, гармоничности и комплексности.