Недействующий

О Концепции экономической политики Ростовской области (утратил силу)

     
3.1. Основные направления институциональных реформ: реструктуризация собственности. Рынок ценных бумаг


Достижение стратегических целей региональной экономической политики опирается на институциональные преобразования. Последние, в свою очередь, обусловлены как макроэкономическими факторами, так и особенностями экономики региона, ее приоритетами.

Целями институциональных реформ являются:

- создание предпосылок для структурной трансформации экономики региона, обеспечение стабилизации и экономического роста в перспективе 2-х - 3-х лет;

- формирование условий рационального использования собственного потенциала региона на базе эффективной институциональной структуры управления;

- создание рыночной среды и введение в действие современных инструментов государственного регулирования экономики.

В Ростовской области проводится достаточно взвешенная институциональная и структурная реформы, осуществляется формирование адекватных рынку механизмов государственного регулирования экономики.

Продолжается процесс приватизации государственной собственности, проводится антимонопольная политика, формируются фондовый рынок и банковские структуры, идет реструктуризация предприятий области, коммунальная реформа.

Более 70 % государственного имущества перешло в руки новых собственников, сформирована многоукладная экономика.

Распределение числа зарегистрированных предприятий (организаций) области по формам собственности на 01.01.99 (в процентах):

1. Частная собственность - 76,6.

2. Собственность общественных организаций - 7,1.

3. Государственная собственность - 4,6.

4. Муниципальная собственность - 5,2.

5. Прочие формы собственности - 6,5.

Администрацией области активно поддерживаются предпринимательские структуры, создается инфраструктура рынка.

115,4 тыс. человек занимаются разнообразными видами предпринимательской деятельности, создано 27,3 тыс. малых предприятий.

Реструктуризация идет как в промышленном, так и в аграрном секторе.

Сельскохозяйственным производством занимаются 824 организации, из них 81% действует на основе частной формы собственности на средства производства с сохранением коллективного их использования, на общей совместной или долевой собственности на землю.

В области создано 13 ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, 429 обществ с ограниченной ответственностью, 143 закрытых акционерных общества, реализуется специфическая ростовская модель аграрных преобразований на базе формирования рынка прав аренды, введения новой системы ценообразования и кредитования сельхозпроизводителей.

Анализ проводимых в области институциональных реформ позволяет выделить следующие ее перспективные направления:

- повышение эффективности процесса приватизации и управления государственным имуществом, сохранение государственного контроля над отдельными стратегическими видами производств;

- проведение государственной политики в области развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, регулирование деятельности субъектов естественных монополий, в том числе локальных;

- формирование фондового рынка, рынка земли и недвижимости;

- развитие банковского, страхового сектора и других элементов инфраструктуры рынка;

- реформа и реструктуризация предприятий, включая жилищно-коммунальное хозяйство.

Приватизация и управление государственной собственностью

Приватизация в настоящее время базируется на следующих принципах:

- отказ от фискальных функций, от рассмотрения приватизации как средства пополнения доходов бюджета;