Законодательный и административный уровень:
1. Совершенствование законодательной базы в направлении перехода от двусторонних соглашений "Правительство-Субъект федерации" к Закону, регулирующему права и обязанности регионов.
2. Децентрализация функций федеральных органов ВЭД. Передача части полномочий на уровень региональных управлений. Другими словами, необходима большая ответственность и самостоятельность региональных органов для упрощения решения несложных процедурных вопросов участников ВЭД.
3. Активное использование для защиты регионального рынка нетарифных барьеров и методов регулирования рынка: договорных и процедурных ограничений, технически обоснованных норм и стандартов качества, административных процедур.
4. Защита интересов региональных участников внешнеэкономической деятельности в части формирования активной позиции региона, направленной на сохранение самостоятельной внешнеторговой политики в рамках законодательства. Сохранение и усиление монополистических тенденций нарушает права предприятий, что ослабляет конкурентоспособность их продукции на мировом рынке.
5. Поощрение создания новых форм сотрудничества и кооперации в рамках ассоциаций, союзов, промышленно-финансовых и торговых групп на Юге России для выполнения функции обслуживания других участников внешней торговли.
6. Разработка мер по предотвращению закупок для последующего экспорта стратегических сельскохозяйственных ресурсов (зерно, подсолнечник) по внутренним рыночным ценам, что ущемляет права производителей. Задача защиты производителей от произвола внешнеторговых посредников является приоритетной в сфере сельского хозяйства.
Для экспортеров:
- повышение степени переработки и величины добавленной стоимости экспортных товаров;
- поставка продукции на платежеспособные рынки, ориентация на качество продукции для получения устойчивых конкурентных преимуществ;
- работа на рынках стран СНГ как первый этап самостоятельной экспортной деятельности для средних и мелких предприятий.
Для импортеров:
- стимулирование деятельности организаций-экспортеров (работающих по бартеру) по поставкам товаров на основе заказов региональных организаций для закрепления центра деловой внешнеторговой активности на Юге России в Ростовской области;
- подготовка предложений для решения проблемы критического импорта региона (лекарственные препараты, средства защиты растений) на федеральном уровне в виде льгот, специальных условий создания предприятий с иностранными инвестициями и т.д.
Для инфраструктуры:
- активный маркетинг услуг предприятий региональной внешнеторговой инфраструктуры на зарубежных рынках;
- создание эффективной и прозрачной деловой среды и, прежде всего, действенной системы безопасности и жизнеобеспечения пребывания иностранных граждан в Ростовской области (скорая помощь, информация, сервис, досуг, бизнес-контакты);
- недопущение дискриминации иностранных граждан в условиях оплаты за проезд и проживание на территории Ростовской области.
Для образования, науки и культуры:
- развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для внешнеэкономической сферы;
- создание условий для развития личности, предотвращения оттока и привлечения высококвалифицированных специалистов;
- стимулирование обменов, совместных исследований, лекционной и научно-исследовательской деятельности в рамках выполнения коллективных и индивидуальных программ и проектов, вхождение в мировой рынок образовательных услуг.