Целью аграрной политики является формирование эффективного агропромышленного производства и аграрного рынка, обеспечивающих продовольственную безопасность и насыщение рынка области доступным всем группам населения качественным продовольствием, создание устойчивой сырьевой базы для отраслей перерабатывающей промышленности АПК.
Исходя из принципа сравнительных преимуществ и реально сложившегося положения в агропромышленном комплексе страны и региона, считать сельское хозяйство и отрасли производства, обеспечивающие его ресурсами, а также сферу переработки сельхозпродукции одним из приоритетных направлений экономической политики Ростовской области. С этой целью необходимо сосредоточить усилия областных органов исполнительной и законодательной власти на решение следующих задач:
- создание институтов аграрного рынка региона: товарной биржи, центра государственных закупок сельскохозяйственной продукции, центра коммерческих информационно-консультационных юридических услуг, регионального продовольственного фонда, страховых компаний, торгово-закупочных кооперативов;
- формирование эквивалентных межотраслевых отношений сельского хозяйства с другими отраслями на основе регулирования закупочных цен, цен ресурсопроизводящих отраслей и развития лизинга сельскохозяйственной техники;
- содействие формированию внебюджетных источников государственной поддержки агропромышленного комплекса, в том числе на основе расширения использования потенциала предпринимательских структур региона: страховых компаний, закупочных и посреднических фирм и др.;
- ускоренное восстановление технического потенциала отрасли на базе создания нового поколения машин и оборудования через привлечение иностранных инвесторов;
- развитие институтов рыночной инфраструктуры (зерновой биржи, земельного рынка, рынка прав аренды земли), создание единой информационно-консультационной службы АПК на базе Министерства сельского хозяйства Ростовской области с изданием коммерческого регионального журнала;
- стимулирование горизонтальной кооперации и вертикальной интеграции крупных сельскохозяйственных предприятий со сферой хранения и переработки;
- повышение степени государственной поддержки специализированных сельскохозяйственных организаций: племенных хозяйств, предприятий воспроизводства рыбных запасов, селекционных и семеноводческих, ветеринарных организаций, предприятий защиты растений и др.;
- разработка региональных целевых программ "Зерно", "Корма", "Мясное скотоводство" и др. с определением источников их финансирования;
- создание современных животноводческих комплексов с учетом оптимального размещения зооветеринарных и экологических требований;
- в сельской общеобразовательной школе предусмотреть преподавание основ сельскохозяйственных знаний;
- открытие специальности "Агробизнес" в сельскохозяйственных и экономических вузах области, что будет способствовать формированию нового контингента профессионально подготовленных кадров в сельском хозяйстве;
- организация дополнительных рабочих мест в сельской местности, за счет создания МТС, мини-цехов по переработке и предпринимательских структур по первичной доставке сельскохозяйственной продукции.
Поскольку главным фактором сложного финансового положения сельскохозяйственных организаций является диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, система мер, направленных на его устранение должна включать:
1. Законодательную инициативу региона по разработке законодательных актов, предусматривающих регулирование цен ресурсо-производящих отраслей АПК (СТЭ, транспортных) в целях сдерживания роста цен на материально-технические ресурсы, потребляемые в сельском хозяйстве, компенсацию части затрат на их приобретение.
2. Возможность выделения средств из бюджета области для льготного кредитования сельхозпроизводителей на возвратной и возмездной основе для пополнения их оборотных средств.
3. Повышение удельного веса затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечной цене на продовольствие за счет ограничения торговой надбавки до 50% на всех этапах движения сельскохозяйственной продукции и продовольствия от производителя до потребителя.
4. Возможность выделения из областного бюджета средств на финансирование расходов по дотациям на поддержку отдельных видов животноводства и прудового рыбоводства.
5. В целях финансового оздоровления отрасли предусмотреть различные виды реструктуризации задолженности, списание части пени и штрафов.
Приоритетное направление развития АПК - ускорение оснащения сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой и оборудованием как условие восстановления технического строя производства и повышения производительности труда, снижение управленческих расходов. В этих целях необходимо ввести государственный заказ на производство тракторов и основных видов сельскохозяйственной техники, грузовых автомобилей, технологического оборудования для животноводства, которые реализовывались бы на основе лизинга, льготного кредитования, бюджетных ссуд.
Необходимо осуществление мер по восстановлению и развитию системы мелиорации, способствующей росту производства сельхозпродукции, обеспечению его устойчивости и эффективности.
Следует изменить сложившийся механизм лизинга в АПК Ростовской области, увеличив срок предоставления техники по лизингу до 6-8 лет или на срок амортизации техники и оборудования, а племенного скота до 4-5 лет, установить регрессионную шкалу выплат лизинговых платежей. Размер первого взноса не должен превышать 8-10% стоимости лизингового договора с ежегодной выплатой в конце сельскохозяйственного года (август-октябрь).
Необходимо совершенствовать и поддерживать развитие машинно-технологических, машинно-прокатных станций и других организационных форм использования машин и техники, а также дилерских пунктов и станций.
Использование метода "экономического ядра" в связанных капвложениях позволит концентрировать инвестиционные ресурсы в отраслях, развитие которых обладает мультипликативным эффектом влияния на экономику региона по принципу цепной реакции на сопряженные инвестиции АПК.
В качестве мер оживления рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия следует развивать систему биржевой торговли, предусмотреть меры государственной поддержки развития кооперации, сети торгово-закупочных кооперативов по организации закупки продукции в личных подсобных и фермерских хозяйствах.
Следует определить номенклатуру и объем производства конкурентоспособной продукции на внешнем рынке.
Процесс интеграции отраслей сельского хозяйства и предприятий перерабатывающей промышленности, обслуживающих их организаций осуществляется поэтапно. На первом этапе интеграция должна произойти на локальном уровне (районном и межрайонном) на базе создания кооперативов, хозяйств, в состав которых включены акционерные перерабатывающие предприятия и обслуживающие организации, а также организации торгово-закупочных структур. В последующем может сложиться многоуровневая система отраслевых кооперативов.