Потребительский рынок является одной из важных бюджетообразующих отраслей экономики области.
Развитие потребительского рынка как реального сектора экономики, имеющего высокий потенциал налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, будет осуществляться по следующим основным направлениям:
- создание системы государственного регулирования в сфере товарообращения;
- создание правового пространства деятельности хозяйствующих субъектов на потребительском рынке;
- формирование цивилизованных конкурентных отношений между всеми участниками товарного оборота;
- насыщение потребительского рынка товарами местных производителей;
- создание системы защиты прав и интересов потребителей;
- возрождение и развитие в области потребительской кооперации;
- создание регионального информационно-аналитического центра Северного Кавказа (РИАЦСК).
Особое значение для формирования регионального продовольственного рынка имеет развитие розничной торговой сети, массового питания, сферы услуг.
Основными задачами модернизации и развития торговой сети является широкое применение прогрессивных форм обслуживания населения и расширения на современном технологическом уровне ее материально-технической базы, включая рост уровня обеспеченности торговли площадями, посадочными местами в предприятиях массового питания, рабочими местами в сфере бытовых услуг.
Дальнейшее развитие регионального потребительского рынка требует обеспечения государственного регулирования организации всей системы торговой деятельности в области прежде всего, в части:
- организации товарных запасов на случай чрезвычайной ситуации в системе гражданской обороны;
- обеспечения продуктами питания социальнозначимых учреждений (детских садов, больниц);
- организации системы реализации товаров для детей, пенсионеров, малообеспеченных групп населения по разработанным и утвержденным номенклатуре и ассортименту;
- организация маркетинговой компании (группы) для изучения покупательского спроса на товары, произведенные в регионе и ввозимые из других регионов, в т.ч. дальнего и ближнего зарубежья.
В этой связи необходимо предусмотреть меры по:
- оказанию содействия в работе ассоциаций и объединений, действующих на потребительском рынке, по созданию объектов его инфраструктуры, обслуживающих товародвижение, инвестиционный процесс в области;
- восстановлению торговых связей со странами СНГ;
- законодательному инициированию отмены ввозных таможенных пошлин на товары, поступающие по договорам между регионами.
Перспективы развития товарных рынков связаны также с организацией и построением торгово-экономических взаимоотношений с субъектами РФ и Северного Кавказа, что предполагает: развитие межрегионального обмена по приоритетным товарным группам (продовольствие, топливо, электроэнергетика, транспорт, связь, машины и оборудование, трубы, продукция химической промышленности и др.), развитие правовых основ этого сотрудничества и ликвидации барьеров для межрегионального товарообмена, преодоление разобщенности товарных рынков субъектов РФ, увеличение объемов взаимных поставок, развитие коллективных форм собственности в целях обеспечения долевого участия в финансировании производственных и инфраструктурных объектов различных регионов.
Особая роль в организации этих процессов отводится региональной ассоциации "Северный Кавказ".
Необходимой стимулирующей и организующей цивилизованное развитие рынка мерой является формирование единой региональной коммуникационной программы, включающей следующие основные разделы:
- развитие информационного комплекса рынка товаров и услуг области (информационного обеспечения рынков, развития складского хозяйства и института торговых посредников, тароупаковочной индустрии, системы утилизации и рекультивации отходов);
- формирование единой информационной базы расчетных показателей рекламных услуг средств массовой информации области;
- реформирование и регулирование системы региональных оптовых продовольственных рынков.
Существенным фактором, стимулирующим интенсивное развитие современных оптовых рынков, стала легализация товарных и финансовых потоков и, как следствие, получение дополнительных налоговых поступлений как в муниципальную, так и в областную казну.
Составной частью развития инфраструктуры товарных рынков должна стать ярмарочно-выставочная деятельность, становление и развитие которой будет осуществляться по следующим направлениям: