В рамках полномочий региона лежит стимулирование развития основных факторов, определяющих благоприятный инвестиционный климат, использование государственного регулирования цен на энергоносители и транспортных тарифов.
Создать условия для появления конкурентоспособных идей можно только при условии открытого для сотрудничества экономического пространства и общества в целом. Для этого следует использовать все возможные ресурсы органов регионального управления в поисках и осуществлении международных контактов, источников и каналов обмена информацией. Стратегическими являются не только текущие производственные, но и образовательные, культурные, партнерские и все иные возможные формы.
Региональная инвестиционная политика рассматривается в отдельном, самостоятельном блоке. Возможности привлечения иностранных инвестиций зависят от общей экономической ситуации. К сожалению, в настоящее время не предвидится значительного их притока в экономику области.
Создание действенной системы подготовки, передачи (на федеральный уровень) или принятия (на региональном уровне) решений по ВЭД
На региональном уровне под эгидой Администрации могут работать два типа организации горизонтального взаимодействия.
Первая должна объединять и координировать федеральные органы, регулирующие вопросы ВЭД (коллегия) на территориальном уровне. Профессиональная задача коллегии заключается в обеспечении связи регионального уровня с федеральным уровнем управления по согласованной схеме и приоритетным региональным направлениям (проектам). Таким образом, будет обеспечена работа на уровне принятия решений.
Вторая должна объединять экспертов (экспертный совет), призванных проводить независимую экспертизу международных проектов, оказывать профессиональные консультационные услуги работникам управления при подготовке и реализации конкретных планов и проектов. Экспертный совет должен быть в состоянии обеспечивать "обратную связь" с участниками ВЭД и формулировать проблемы, требующие принятия скоординированных мер или законодательного федерального решения. Таким образом, будет обеспечена работа на уровне подготовки решений.
Изменение приоритетов в инвестиционной политике сводится к поиску ограниченного числа "продвинутых", потенциально привлекательных проектов для истинных стратегических инвесторов и их тщательной подготовке.
Опыт последних двух-трех лет показывает, что приоритетными отраслями, привлекательными для инвесторов, являются те, которые, размещаясь на территории области, принадлежали к отраслям общесоюзного разделения труда (до распада СССР). Их потенциал в ближайшей перспективе является ключевым элементом возрождения предприятий (преимущественно машиностроительных).
Ростовская область является привлекательной для международной кооперации также и благодаря наличию маркетинговой информации о связях с регионами России и странами СНГ по товарам и продуктам, производимым на территории области. Следует стимулировать, в обмен на доступ иностранных компаний на местный рынок, получение практического содействия в организации производства по передовым для России технологиям. Успешность реализации данного направления может привести к формированию устойчивых производственных международных кластеров, основанных на современных технологиях, с выходом произведенной продукции на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья.