Концептуальной основой совершенствования и развития системы среднего профессионального образования в области является изменение структуры всей системы на основе оптимизации, рационализации сети образовательных учреждений в соответствии с изменением содержания среднего профессионального образования. Структура системы среднего профессионального образования в области развивается в следующих направлениях:
- стабилизация сети учебных заведений, обеспечивающих развитие производственной сферы (по мере возобновления ее функционирования);
- укрупнение учебных заведений на основе их объединения в ассоциации, образовательно-профессиональные комплексы;
- преобразование техникумов (училищ) в колледжи различных типов: колледж, реализующий образовательные профессиональные программы повышенного уровня; колледж, реализующий образовательные профессиональные программы повышенного уровня и неполного высшего образования;
- развитие профессиональных лицеев в техникумы или функционирование на их базах филиалов колледжей по профилю;
- создание сети филиалов образовательных учреждений среднего профессионального образования по различным специальностям в сельских районах области.
Структурные изменения будут направлены на гибкое удовлетворение запросов рынка труда, сокращение подготовки по избыточным специальностям, развитие всех образовательных учреждений и областей системы среднего профессионального образования в целом.
Областная система предполагает сбалансированное функционирование государственных и негосударственных образовательных учреждений. Дальнейшая модель областной системы среднего профессионального образования представляет собой мощное ядро государственных образовательных учреждений федерального и областного подчинения, окруженное динамичной оболочкой своих филиалов и негосударственных образовательных учреждений, которые в силу своей специфики будут определять вектор перспективных направлений.
Структура среднего профессионального образования формируется как многоуровневая, включающая:
- допрофессиональную подготовку;
- уровень начального профессионального образования;
- базовый уровень среднего профессионального образования;
- повышенный уровень среднего профессионального образования;
- первый уровень высшего профессионального образования.
Образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие многоуровневую подготовку специалистов, кооперируются с высшими учебными заведениями, другими учебными заведениями в объединения профессионального образования, при сохранении прав юридического лица каждого из входящих в объединение. По мере готовности и согласования с учредителями проводится укрупнение и объединение учебных заведений, реализующих указанные выше уровни профессионального образования, формируются областные и муниципальные колледжи, реализующие образовательные программы начального, среднего и первой ступени высшего профессионального образования. С целью мобилизации и рационального использования интеллектуальных и кадровых ресурсов учебных заведений, интеграции науки и производства развиваются научно-образовательные, научно-образовательно-производственные комплексы. Формируется сеть образовательных учреждений, реализующих дистанционное образование, создается методическая база их функционирования и развития.