В 1997 году в Ростовской области реализуют базовые образовательно-профессиональные программы среднего профессионального образования 75 государственных учебных заведений, 5 негосударственных образовательных учреждений, 4 структурных подразделения вузов и 15 учебных заведений начального профессионального образования.
Динамика сети и численности студентов характеризуется следующими данными:
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | ||
1. | Число учебных заведений и структурных подразделений | 75 | 75 | 74 | 77 | 78 | 79 |
в том числе: | |||||||
государственных | 75 | 75 | 73 | 74 | 75 | 70 | |
негосударственных | 1 | 2 | 2 | 5 | |||
структурных подразделений | 1 | 1 | 1 | 4 | |||
2. | Число студентов | 69911 | 68639 | 64432 | 66555 | 68595 | 68600 |
в том числе: | |||||||
дневное | 48288 | 47566 | 45200 | 47872 | 49841 | 50500 | |
вечернее | 3311 | 2940 | 2250 | 2144 | 2224 | 2200 | |
заочное | 18312 | 18133 | 16982 | 16537 | 16530 | 15900 |
В 1997 году продолжилась реорганизация сети среднего профессионального образования. На базе Ростовских педагогических колледжей N 1, N 2 образован Донской педагогический колледж, образованы два негосударственных образовательных учреждения в городах Ростове-на-Дону и Шахтах, расширяется сеть филиалов государственных техникумов и колледжей. Азовский гуманитарно-технический колледж имеет филиалы в Ростовской области и Краснодарском крае. Новочеркасский промышленно-гуманитарный колледж имеет филиалы в городе Новошахтинске и в Абхазии, Ростовский железнодорожный техникум имеет разветвленную сеть филиалов как в Ростовской области, так и в других субъектах Российской Федерации, по территории которых проходит Северо-Кавказская железная дорога.
Таким образом, в области получают развитие правовые, экономические и иные гарантии свободного функционирования и развития среднего профессионального образования как органической части общего и профессионального непрерывного образования.
Происходят серьезные структурные изменения в среднем профессиональном образовании, выразившиеся в сокращении подготовки специалистов в избыточных специальностях, усилении внимания к специальностям социальной и рыночной ориентации.
В 1997 году наблюдался рост контингента студентов за счет подготовки сверх контрольных цифр приема.
Отмечается снижение приема в учебные заведения на бюджетной основе:
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | |
Принято | 20676 | 21157 | 20943 | 22161 | 21600 | 20600 |
в том числе: | ||||||
дневное | 14895 | 15265 | 15142 | 16181 | 15758 | 14500 |
вечернее | 848 | 777 | 658 | 884 | 833 | 900 |
заочное | 4933 | 5115 | 5143 | 5096 | 5009 | 5200 |
Прием в образовательные учреждения среднего профессионального образования всех отраслевых групп учебных заведений осуществлялся на конкурсной основе, в среднем по области конкурс составил 140 заявлений на 100 мест (1,4). В предшествующем году данный показатель составил 133 заявления на 100 мест (1,33).
Наибольший конкурс отмечен в средние специальные учебные заведения отраслевых групп "здравоохранение" и "образование", где на 100 мест приходилось соответственно 191 и 176 абитуриентов (1,91 и 1,76).
Прослеживается тенденция уменьшения выпуска студентов:
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | |
Выпущено | 22131 | 17919 | 17553 | 15368 | 17030 | 16800 |
в том числе: | ||||||
дневное | 16002 | 12963 | 12035 | 10301 | 11322 | 13000 |
вечернее | 1709 | 788 | 951 | 856 | 680 | 700 |
заочное | 4420 | 4168 | 4567 | 4211 | 5078 | 3100 |
Безработица экономически активного населения, обострение конкуренции на рынке труда значительно осложняют трудоустройство выпускников. В 1997 году из числа студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования получили направление 30%. Наибольшее число распределений имели выпускники, получившие профессиональное образование по таким группам специальностей, как здравоохранение, экономика и управление, образование, технология продовольственных продуктов.
Реагируя на изменения экономической ситуации, в учебных заведениях области уже ведется обучение по возникшим во время экономических реформ новым специальностям: менеджмент, коммерция, банковское дело, маркетинг, бухгалтерский учет и аудит, таможенное дело, социальная работа применительно к основному профилю учебного заведения. Кроме этого, образовательные учреждения все больше отказываются от обучения по одной специальности и осуществляют подготовку специалистов с широким спектром модулей подготовки, специализациями основных направлений. Период 1994-96 годы содействовал созданию условий для перехода на разноуровневость, многоступенчатость и вариативность среднего профессионального образования, развития новых видов учебных заведений, переориентации содержания образования на потребности и интересы личности.
С 1992 года начался процесс освоения повышенного уровня среднего профессионального образования. В режиме эксперимента возник новый тип образовательных учреждений - колледж, закрепленный решением Правительства Российской Федерации в 1994 году.
В 1997 году в 34 колледжах области из общего числа выпускников получили диплом о базовом уровне 90%, о повышенном уровне - 9,7%. В них обучается 54,3% (37228) студентов.
Сеть колледжей и количество обучающихся в них студентов в настоящее время выглядит следующим образом:
Число государственных колледжей | Число студентов | |||
1995-96 | 1996-97 | 1995-96 | 1996-97 | |
Всего | 34 | 35 | 35774 | 37228 |
в том числе | ||||
промышленность | 16 | 16 | 15553 | 16436 |
строительство | 2 | 2 | 1740 | 2118 |
транспорт | 4 | 4 | 4823 | 4780 |
сельское хозяйство | 2 | 2 | 1861 | 2007 |
экономика | 3 | 3 | 3680 | 3614 |
здравоохранение | 2 | 2 | 3083 | 3056 |
образование | 5 | 6 | 5234 | 5317 |
Во исполнение решения коллегии от 24 апреля 1997 года N 5/2 и приказа от 17 июня 1997 года N 1216 Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации с 1997/98 учебного года вводится в действие государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные программы.