Недействующий

Об утверждении Программы совершенствования среднего профессионального образования в Ростовской области на 1999-2002 годы (утратило силу с 1 января 2002 года на основании распоряжения Главы Администрации Ростовской области от 11 января 2002 года N 19)

2. Исходное состояние системы среднего профессионального образования региона


В 1997 году в Ростовской области реализуют базовые образовательно-профессиональные программы среднего профессионального образования 75 государственных учебных заведений, 5 негосударственных образовательных учреждений, 4 структурных подразделения вузов и 15 учебных заведений начального профессионального образования.

Динамика сети и численности студентов характеризуется следующими данными:

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1.

Число учебных заведений и структурных подразделений

75

75

74

77

78

79

в том числе:

государственных

75

75

73

74

75

70

негосударственных

1

2

2

5

структурных подразделений

1

1

1

4

2.

Число студентов

69911

68639

64432

66555

68595

68600

в том числе:

дневное

48288

47566

45200

47872

49841

50500

вечернее

3311

2940

2250

2144

2224

2200

заочное

18312

18133

16982

16537

16530

15900


В 1997 году продолжилась реорганизация сети среднего профессионального образования. На базе Ростовских педагогических колледжей N 1, N 2 образован Донской педагогический колледж, образованы два негосударственных образовательных учреждения в городах Ростове-на-Дону и Шахтах, расширяется сеть филиалов государственных техникумов и колледжей. Азовский гуманитарно-технический колледж имеет филиалы в Ростовской области и Краснодарском крае. Новочеркасский промышленно-гуманитарный колледж имеет филиалы в городе Новошахтинске и в Абхазии, Ростовский железнодорожный техникум имеет разветвленную сеть филиалов как в Ростовской области, так и в других субъектах Российской Федерации, по территории которых проходит Северо-Кавказская железная дорога.

Таким образом, в области получают развитие правовые, экономические и иные гарантии свободного функционирования и развития среднего профессионального образования как органической части общего и профессионального непрерывного образования.

Происходят серьезные структурные изменения в среднем профессиональном образовании, выразившиеся в сокращении подготовки специалистов в избыточных специальностях, усилении внимания к специальностям социальной и рыночной ориентации.

В 1997 году наблюдался рост контингента студентов за счет подготовки сверх контрольных цифр приема.

Отмечается снижение приема в учебные заведения на бюджетной основе:

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Принято

20676

21157

20943

22161

21600

20600

в том числе:

дневное

14895

15265

15142

16181

15758

14500

вечернее

848

777

658

884

833

900

заочное

4933

5115

5143

5096

5009

5200


Прием в образовательные учреждения среднего профессионального образования всех отраслевых групп учебных заведений осуществлялся на конкурсной основе, в среднем по области конкурс составил 140 заявлений на 100 мест (1,4). В предшествующем году данный показатель составил 133 заявления на 100 мест (1,33).

Наибольший конкурс отмечен в средние специальные учебные заведения отраслевых групп "здравоохранение" и "образование", где на 100 мест приходилось соответственно 191 и 176 абитуриентов (1,91 и 1,76).

Прослеживается тенденция уменьшения выпуска студентов:

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Выпущено

22131

17919

17553

15368

17030

16800

в том числе:

дневное

16002

12963

12035

10301

11322

13000

вечернее

1709

788

951

856

680

700

заочное

4420

4168

4567

4211

5078

3100


Безработица экономически активного населения, обострение конкуренции на рынке труда значительно осложняют трудоустройство выпускников. В 1997 году из числа студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования получили направление 30%. Наибольшее число распределений имели выпускники, получившие профессиональное образование по таким группам специальностей, как здравоохранение, экономика и управление, образование, технология продовольственных продуктов.

Реагируя на изменения экономической ситуации, в учебных заведениях области уже ведется обучение по возникшим во время экономических реформ новым специальностям: менеджмент, коммерция, банковское дело, маркетинг, бухгалтерский учет и аудит, таможенное дело, социальная работа применительно к основному профилю учебного заведения. Кроме этого, образовательные учреждения все больше отказываются от обучения по одной специальности и осуществляют подготовку специалистов с широким спектром модулей подготовки, специализациями основных направлений. Период 1994-96 годы содействовал созданию условий для перехода на разноуровневость, многоступенчатость и вариативность среднего профессионального образования, развития новых видов учебных заведений, переориентации содержания образования на потребности и интересы личности.

С 1992 года начался процесс освоения повышенного уровня среднего профессионального образования. В режиме эксперимента возник новый тип образовательных учреждений - колледж, закрепленный решением Правительства Российской Федерации в 1994 году.

В 1997 году в 34 колледжах области из общего числа выпускников получили диплом о базовом уровне 90%, о повышенном уровне - 9,7%. В них обучается 54,3% (37228) студентов.

Сеть колледжей и количество обучающихся в них студентов в настоящее время выглядит следующим образом:

Число государственных колледжей

Число студентов

1995-96

1996-97

1995-96

1996-97

Всего

34

35

35774

37228

в том числе

промышленность

16

16

15553

16436

строительство

2

2

1740

2118

транспорт

4

4

4823

4780

сельское хозяйство

2

2

1861

2007

экономика

3

3

3680

3614

здравоохранение

2

2

3083

3056

образование

5

6

5234

5317


Во исполнение решения коллегии от 24 апреля 1997 года N 5/2 и приказа от 17 июня 1997 года N 1216 Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации с 1997/98 учебного года вводится в действие государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные программы.