Совершенствование содержания профессионального образования выступает в качестве ведущего фактора развития областной образовательной системы. Основополагающая цель состоит в переходе к многоуровневому и непрерывному образованию, использующему механизм постоянного обновления содержания среднего профессионального образования.
Основным средством совершенствования содержания являются государственные образовательные стандарты, дающие возможность реализации многоуровневого среднего профессионального образования, включающего: базовый уровень, повышенный уровень, первый уровень высшего профессионального образования.
Введение государственных образовательных стандартов расширяет доступ молодежи к получению уровня среднего профессионального образования, создает условия для перехода от унифицированного образования к образованию по выбору, ориентирует систему среднего профессионального образования на местные и областные запросы. Развитие содержания среднего профессионального образования осуществляется по мере введения стандартов на основе мониторинга качества подготовки специалистов и адаптации заказу общества и области.
В целях обеспечения государственных образовательных стандартов учебными программами, учебниками, учебными пособиями, дидактическим и другим учебным материалом необходима фундаментальная разработка данных материалов, издание региональной учебно-методической литературы, комплексов тестовых заданий различного уровня, изучение возможных форм кооперации усилий для учебно-методического обеспечения. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования предполагается разработать варианты реализации федерального компонента базисного учебного плана общеобразовательной школы и национально-регионального компонента по специальностям.
Совершенствование содержания образования потребует существенного пересмотра характера и системы обучения. Социализация профессионального образования найдет отражение в развитии блочно-модульной системы подачи знаний, интеграции уровней профессионального образования, выражающейся в:
- согласовании преемственных образовательных профессиональных программ среднего и высшего профессионального образования;
- в разработке и реализации государственных образовательных стандартов в системе непрерывного профессионального образования.
В процессе обновления содержания образования приводится в соответствие с запросами рынка труда и образовательных услуг перечень направлений и специальностей среднего профессионального образования. Обеспечивается ориентация на подготовку специалистов широкого профиля, позволяющую выпускникам адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда. Для развития работы по обновлению содержания регионального компонента государственного образовательного стандарта применяется практика конкурсов и грантов на написание региональных учебников, учебных пособий. Для получения объективной информации о качестве среднего профессионального образования систематически проводится мониторинг, создается региональная система контроля качества, использующая возможности региональных центров тестирования.