Средняя обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного жителя области составляет 18,6 кв.м. В то же время продолжает оставаться острой проблема обеспечения жильем граждан, состоящих на квартирном учете, особенно граждан, имеющих льготы. Число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 1 января 2001 года и состоящих на учете в органах местного самоуправления, составляет 96833. Из них 6300 семей военнослужащих, уволенных в запас, 2372 семьи участников и инвалидов ВОВ, погибших военнослужащих и семей, приравненных к этим категориям граждан, 1232 семьи ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. В целом по области более 22 тыс. семей ожидают жилье более 10 лет, каждая двенадцатая семья, состоящая на учете, проживает в коммунальной квартире, каждая сороковая - в ветхом или аварийном фонде.
Динамика очередности на получение жилья по годам следующая:
1994 | - 177823 семьи, | 1998 | - 130109 семей; |
1995 | - 189000 семей; | 1999 | - 104605 семей; |
1996 | - 159257 семей; | 2000 | - 96833 семей. |
1997 | - 151998 семей; |
Приватизация жилищного фонда и создание вторичного рынка жилья позволили собственникам активно перераспределить излишки жилой площади и улучшить жилищные условия многих семей. Кроме того, значительное число семей улучшили жилищные условия за счет строительства собственного жилья, в т.ч. индивидуального.
В результате изменения формы собственности государственных предприятий практически были ликвидированы очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предприятиях и в организациях. В то же время наблюдается увеличение количества семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в результате миграционных процессов и роста объемов ветхого и аварийного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации бесплатное или за доступную плату жилье по установленным социальным нормам из государственного, муниципального и других жилищных фондов предоставляется малоимущим и иным, указанным в законе, категориям граждан. При этом не были внесены соответствующие изменения в другие нормативные правовые акты, определяющие порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не утвержден механизм отнесения граждан к категории малоимущих. В результате чего до настоящего времени в области действуют утвержденные в 1991 году Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений.